"Грант" (англ.- дар) — это целевая финансовая дотация, предоставляемая ученым на проведение научных исследований. Грант — один из основных способов финансирования научных исследований на Западе. Любое научное исследование требует денег на аппаратуру, поездки к коллегам, оплату публикации статей, на оплату студентов, докторантов, временных сотрудников и так далее. Гранты можно получить из правительственных и специальных научных фондов. Одно из условий получения — положительная рецензия на заявку.

Ученый на Западе тратит больше 30% своего времени на написание заявок на грант. Для российского ученого получение финансирования на конкурсной основе является относительно новым и непривычным делом. Для того, чтобы получить финансовую поддержку, недостаточно только формально правильно составить заявку. Заявку нужно составить блестяще!

Какова цель заявки?

Цель — убедить тех, кто "стоит на раздаче" (соответствующий комитет, комиссию, совет экспертов) в том, что именно ваш проект обладает всеми тремя достоинствами, столь ценными в рамках любой науки, а именно: концептуальной новизной, методологической строгостью и значительным содержанием.

При прочих равных условиях выигрывает та заявка, в которой эти три достоинства прослеживаются наиболее четко: она удовлетворяет не только явным требованиям к написанию, но и скрытым ожидания тех, кому предстоит решать. Необходимо также, особенно если речь идет о гуманитарных и прикладных науках, показать полезность проекта для вашей страны. Большинство фондов, предоставляющих гранты, делает это с целью помочь конкретной стране, поэтому, чем нагляднее будет продемонстрирована значимость вашего проекта в этом смысле, тем больше у Вас шансов.

При написании заявки следует помнить, что в вашем тексте будут искать ответы на следующие три вопроса:

1. Что же такого мы узнаем, реализуя Ваш проект, чего сейчас не знаем?
2. Зачем нам вообще нужно это знать?
3. Как мы убедимся, что выводы верны?

Не забывайте, что заявок обычно много, а времени у тех, кто решает — мало, так что вряд ли они станут утруждать себя поисками скрытых ответов на эти вопросы. Следовательно, ваши соображения по этому поводу нужно обосновывать четко и ясно. Единственный шанс привлечь внимание — это уместить все ответы в первом же абзаце или, в крайнем случае, на первой странице. Используйте этот шанс. Лучше сделать более сильное утверждение, чем более слабое. Все оговорки и ограничения вы сможете привести потом. Если же ваш проект слишком сложен для того, чтобы сформулировать основную идею в нескольких строчках и к ней, к главному следует подходить постепенно, стараясь написать такую фразу или предложение, чтобы оно запомнится рецензенту после долгого чтения различных заявок. Лучше, если на обсуждении про вас скажут: "А, это тот, который утверждает, что у Аргентины никогда не было либерально-демократической традиции", чем: "А, это тот, у которого не пропечатывается буква "ж".

Стремление к ясности

Помните, что многие заявки рецензируются мультидисциплинарными комитетами. Большинство рецензентов согласилось быть таковыми лишь из любознательности: им интересно, что нового происходит в других науках. Поэтому не следует "изводить" их профессиональным жаргоном, специальные термины лучше употреблять, если в общеупотребительном русском (английском, французском) их аналогов нет. Упор делайте на свою основную идею. Всякого рода детали, примеры, справочный материал, если вы считаете, что без этого в заявке не обойтись, лучше всего "сослать" в приложения — это облегчает восприятие.

Название проекта

Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о содержании гранта. Названия типа "Разработка фундаментальных основ..." только раздражают эксперта и наводят на него тоску. Название проекта должно говорить о гениальности создателя. До него этого никто не делал! Если он это не сделает (если ему не дадут грант), развитие фундаментальной науки в этой области остановится. В зарубежных фондах название проекта ограничивается по числу букв от 90 до 120. Это ограничение заставляет заявителя подбирать слова, более точно определяющие задачу, которую он хочет решить.

Выбор кода классификатора

Этот этап является самоэкспертизой. Выбирая свое место в классификаторе, создатель сам выбирает себе группу экспертов, к которым попадет его заявка. Нужно четко себе представить, что наиболее важно в работе (например, метод исследования или объект). Эксперты, к которым попадет проект, и итоговый результат рассмотрением может быть различным. Если в проекте указано более двух кодов классификатора, то проект начинают передавать из одной секции в другую, так как каждый эксперт, учитывая большой конкурс, обращает внимание на недостатки в заявке. В итоге, если проект "размазан" по секциям, он просто провалится.

Список основных исполнителей

В список основных исполнителей должны входить только ученые, которые будут непосредственно участвовать в научном процессе, получать от руководителя до 75% заработной платы по смете и будут писать публикаций по теме гранта. Финансирование лаборантов, техников, библиотечных работников производится из 20% накладных расходов, которые отчисляет администрация вашей организации от суммы гранта. Не забудьте поставить свою подпись на титульном листе.

Данные о проекте

Аннотация

Аннотация — это то, что эксперт прочтет обязательно внимательно и целиком, поэтому аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте: его место в науке, основные идеи и основные методы исследования. Эксперт — очень занятый человек. Если его взгляд останавливается на проекте, судьба последнего решается буквально в первые минуты, необходимые, чтобы просмотреть аннотацию и понять цель проекта. Если в этот момент интерес к заявке потерян, он может быть потерян навсегда.

Ключевые слова

Опытный эксперт по ключевым словам сразу оценивает проблему и задачу, которую хочет решить заявитель. Поэтому к подбору ключевых слов надо отнестись очень серьезно. Если ключевые слова, указанные в первую очередь, не совпадают с темой раздела классификатора, Ваш проект может быть обречен.

В проекте надо решить 3-4 конкретные задачи, связанные друг с другом. В целом содержание проекта должно соответствовать названию.

Фундаментальность

Большинство фондов поддерживает только фундаментальные исследования, т.е. работы, не направленные на решение конкретных технических или технологических задач. Экспертная оценка научного содержания представленного проекта определяется актуальностью научной проблемы. Цель (задача) исследования должна быть адекватна поставленной проблеме и подробно обоснована, а ожидаемые результаты научно значимы для решения проблемы. Предлагаемые методы адекватны поставленной задаче. План проекта оптимален и конкретен. Каждый пункт заявки необходимо построить так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию.

Научный раздел

Список публикаций должен относиться к последним 2-3 годам и быть связанным непосредственно с темой проекта. Вам следует показать, что Вы "нащупали" что-то интересное и важное и готовы начать интенсивно работать над этой проблемой, как только получите грант. Кроме того, журналы, в которых опубликованы ваши статьи, должны быть доступны максимальному числу ученых, работающих в вашей области, и, конечно, эксперту.

Оборудование

Если Вы в проекте запрашиваете дорогостоящее оборудование, не стоит затевать эту историю — Вы еще не готовы выполнять проект. Если же Вам нужна лишь незначительная материальная поддержка, чтобы включиться в работу, то у Вас есть шанс.

Данные о руководителях и основных исполнителях

Из списка исполнителей эксперту необходимо дать понять, что Вы собрали команду, владеющую всеми нужными методами для выполнения проекта, которая вполне справится с заявленной проблемой. Большинство проектов выполняется группами 4-6 человек.

Смета расходов на выполнение проекта

Бюджет должен строго вытекать из экспериментального плана. Он включает зарплату, запрос на оборудование (минимальный), запросы на реактивы, запчасти, командировки. Если запросите много, то проиграете, если очень мало, значит, Вы не понимаете сложность работы и не можете ее реально оценить. Та часть, которую Вы запрашиваете на зарплату и собираетесь дать основным исполнителям — это вопрос научной этики.

Наши эксперты знают всё о том, как правильно написать заявку и выиграть грант

У вас есть идея, как изменить мир к лучшему, но вы не знаете, как ее реализовать? Команда Федерального консультационного центра «Родные города» подготовила советы, как оформить идею в заявку и победить в грантовом конкурсе.

В апреле 2018 года завершились циклы грантовых конкурсов компании «Газпром нефть» по приему заявок и выбору победителей. Восемь регионов присутствия, более 600 поступивших заявок и 576 допущенных, 50 независимых экспертов, 1728 экспертиз и 15 786 оценок – и как итог , которые разделят между собой более 26 миллионов рублей грантового фонда.

Как стать победителем? Что должно быть в заявке, а что – нет? Как это вообще работает? На эти вопросы отвечают наши эксперты: руководитель Федерального консультационного центра «Родные города» Эльвира Алейниченко , грантовый менеджер конкурсов в Оренбургской области, ХМАО-Югре и Уватском районе Тюменской области Ольга Казеко и грантовый менеджер конкурсов в Томской области и Тарском районе Омской области Святослав Филонов .

1. Читайте условия. Ваш ли это конкурс?

Удивительно, но факт: из года в год в конкурсе пытаются участвовать те, чьи заявки и идеи совершенно или частично не отвечают условиям этого конкурса. Для «Родных городов», например, важно, чтобы ваша идея работала на развитие социальной среды.

Эльвира Алейниченко:

« Либо география реализации проекта отличается, либо сумма запрошенных средств превышает максимально возможную, либо форма организации не соответствует. Поэтому прежде чем потратить несколько часов на подготовку заявки, уделите несколько минут тому, чтобы внимательно ознакомиться с Положением о конкурсе и понять, ваш ли это конкурс и соответствуете ли вы общим требованиям».



2. Определитесь с целью и результатом и заинтересуйте ими экспертов

Не стоит подавать заявку на «куда-то»: вы должны четко понимать, какая социальная сфера вас интересует и что вы в ней хотите улучшить.

Ольга Казеко:

«Проект должен «вырасти» из того, что уже есть на вашей земле и что хотелось бы изменить. Проект точно не может быть надуманным, он всегда должен быть частью вашей жизни. Наши эксперты очень опытны и всегда могут отличить выдуманный и притянутый «за уши» проект от реального, настоящего.

Очень важно, чтобы запланированные мероприятия имели результат. Без количественных и качественных результатов любое действие вызовет сомнение у эксперта: а зачем это нужно, ради чего проект был написан? Результатом всегда должно быть какое-то улучшение в социальной среде, решение проблемы (чего не хватало или вообще не было у целевой группы).

Важно представить проблему так, чтобы эксперты точно поняли, что ее надо решать и что представленный в проекте метод – новый для территории, его необходимо попробовать и профинансировать».


Святослав Филонов:

«Иногда деятельность по проекту не соответствует потребностям целевой аудитории, или же выбранный метод не ведет к достижению целей. Например, как предлагаемые компьютерные курсы решат проблемы девиации малолетних правонарушителей?

Бывают плохо проработанные проекты. Они выглядят, как набор мероприятий без общей цели. Кто-то забывает предложить проект, описывая текущую деятельность организации. Например, заявитель из года в год ведет профилактические программы в образовательном учреждении, но не может показать результативность. Наверное, нужно что-то поменять. Кто-то формулирует результаты слишком неконкретно, и они теряют всякую ценность».



3. Не гонитесь за «модной» тематикой

Казалось бы – найдите нишу, в которой мало реализованных проектов, и выбивайте грант под нее – но нет. Это работает не так. Перечитайте предыдущий совет и ищите, в какой тематике вы по-настоящему хороши.

Святослав Филонов:

«Самая популярная номинация в грантовом конкурсе «Родных городов» – «Новые горизонты», то есть проекты, связанные с образованием. Это более трети проектов, 40-45%. Вторая по популярности – «Культурный код», от 30 до 35% заявок. Третья – «Города для людей», 20-25%. Совсем мало заявок в «Месторождении побед» - «спортивной» номинации.

В последние годы сформировалась мода на инженерно-техническое доп.образование, до этого была на создание мультфильмов. Много традиционных проектов для детей с теми или иными проблемами здоровья. Немало проектов по народной культуре, историческим реконструкциям. Но нельзя выделить «выигрышные» проекты или темы, которые чаще получают поддержку, по каждой теме можно реализовать хороший проект.

Однако необычные проекты вызывают больший отклик у экспертов. Например, в Таре в этом году поддержан проект по обучению детей созданию видеороликов по технологии хромакей, когда героя ролика можно погрузить в любой, даже самый фантастический контекст. Это оригинально, раньше таких идей не было».

Ольга Казеко:

«Сейчас не хватает хороших проектов по повышению гражданской активности в обществе, развитию волонтерского и добровольческого движений. Также общая проблема для многих территорий – это уменьшение количества технических кружков, поэтому сейчас профинансировано много занятий по робототехнике, электронике, авиамоделированию. Но нельзя сказать, что любой проект с данной направленностью станет победителем: если он плохо написан, то поддержан он не будет, несмотря на актуальность темы».



4. Изучите инструкции и следуйте чек-листу

Эльвира Алейниченко:

«Кроме того, это поможет качественно подготовить заявку, так как в инструкциях и рекомендациях рассказывается, как лучше всего представить информацию в том или ином разделе заявки. Рекомендации вы найдете на каждом шаге подготовки. Для вас даже подготовлены видеоинструкции, рассказывающие, как качественно описать основные разделы заявки».

Ну а следовать чек-листу – это секрет, универсальный для любой задачи. Создайте чек-лист с требованиями к заявке и рекомендациями организаторов и проверьте, все ли вы выполнили. Кстати, организаторы конкурса «Родных городов» даже такой чек-лист за вас.

Не оставляйте подачу заявки на последний момент. Четко планируйте, когда и что должно быть готово. Небрежность в составлении заявки сразу заметна экспертам, и это точно будет вам не в плюс.

5. Сделайте заявку исчерпывающей и будьте проще

Помните, что у экспертов нет возможности пообщаться с вами лично и задать вопросы, и формулируйте по максимуму – полно и понятно.

Эльвира Алейниченко:

«Заявка – это основной конкурсный документ, и от ее качества, обоснованности проблемы, с которой вы работаете, четкой проработки всех разделов и их взаимосвязанности зависит то, как эксперты оценят вашу заявку. Помните, что качественный социальный проект всегда начинается с проблемы, которая существует для какой-то целевой группы, и вашего понимания того, как ее можно решить, а не с того, что вашей организации чего-то не хватает из материальной базы. Подробнее о том, что такое алгоритм социального проекта и как выстраивать проектную логику своего проекта, читайте .

Если вам хочется все же рассказать экспертам о своем проекте «лично», то для вас с прошлого года появилась возможность записать «видеопаспорт». Как – узнайте ».



Святослав Филонов:

«Распространенная ошибка - отсутствие погружения в контекст. Проект описан без предыстории и не дает представления о дальнейшем развитии. Например, на средства гранта мы проведем обучение молодых лидеров. Откуда вы их возьмете? Что с ними будет дальше? Каков смысловой континуум всего этого?»

Эльвира Алейниченко:

«Важно, чтобы ваша заявка читалась легко, и в любом пункте было понятно, что именно вы имеете в виду, не оставалось ощущения недопонимания. Специальные термины оставьте для профессиональных споров с коллегами, а в заявке заменяйте их на простые, понятные любому непосвященному».

6. Соблюдайте принцип информационной открытости

Добротный и актуальный сайт с выложенными отчетами, рассказами о вас и вашей работе, актуальные страницы в социальных сетях повышают доверие эксперта к организации и проекту.

Эльвира Алейниченко:

«Информационная открытость не является критерием оценки, но системность и открытость вашей работы сказывается на качестве заявки. Нам важно, какие каналы информирования о проекте вы выбираете и как умеете ими пользоваться. Любой эксперт, оценивающий заявку, может зайти на ваш сайт или страницу в социальной сети, чтобы узнать подробнее о том, как вы работаете, что делаете и каких результатов достигаете, умеете ли рассказать об этом».

7. Покажите заявку тем, кто «внутри» и «снаружи»

Эльвира Алейниченко:

«Проекты делаются командой, а пишутся одним человеком. Обязательно дайте почитать черновик заявки всем членам команды: наверняка вы могли что-то упустить, и они подскажут, что еще можно и важно указать в заявке. После дайте ее почитать другу, родственнику – тому, кто не работает в организации и не знаком с вашим проектом. Когда вы пишете заявку, вы погружены в тему вашего проекта, и вам кажется, что все очевидно. «Внешний» человек даст вам ценную обратную связь о том, что ему не понятно, что ему кажется нелогичным. Можно даже попросить его оценить заявку по критериям конкурсного отбора, указанным в Положении, и у вас появится возможность еще раз доработать свою заявку, повысив ее качество и системность изложения».



8. Партнеры – это хорошо. Расскажите о них

Существование партнеров по реализации проекта – хороший знак для экспертов. Подтверждайте партнерство документами, прикладывайте рекомендации.

Эльвира Алейниченко:

«Если к реализации проекта вы приглашаете партнеров, то значимость проекта очевидна не только для вас. Очень важно указать реальную роль партнеров в проекте и приложить письма поддержки от партнеров, в которых они подтверждают свою готовность принять участие в проекте и указывают, какую именно роль в проекте берут на себя. Если эта материальная поддержка, она должна быть указана в конкретных цифрах».

Святослав Филонов:

«Организаторы ожидают, что проекты-участники будут партнерскими, потому что социальные проблемы не решаются в одиночку. Можно организовать акцию, привлечь внимание, но реально решать задачи можно только с системным подходом, а значит, необходимо объединение сил».

9. Просчитайте бюджет

Ваш проект должен быть не только просчитан на текущем этапе, но и иметь задел на будущее. Если он «умрет» по окончании действия гранта, то кому он нужен?

Святослав Филонов:

«Хорошо сбалансированный бюджет – сильная сторона проекта. Если львиная доля уходит на зарплаты, возникает вопрос: что дальше, после окончания финансирования? Если вся сумма гранта направляется на оборудование, возникает подозрение, что заявитель просто хочет улучшить свою материально-техническую базу.

А потом мы видим «золотые консервы»: запертые компьютерные классы в школах, так как нет учителя информатики; ржавеющие спортивные площадки во дворах, так как нет общественного организатора спортивной жизни. Поэтому сбалансированный бюджет, в котором представлены разные типы расходов, вызывает больше доверия. Софинансирование проекта – всегда плюс. В большинстве грантовых конкурсов это формализованный и достаточно весомый критерий оценки.

Принципиальным моментом является устойчивость проекта. Нужно сделать проект таким, чтобы он жил и после того, как закончится грантовое финансирование. Практически у всех успешных НКО были хорошие стартапы, которые сейчас переросли в услуги, системную деятельность, имеющую хорошо продуманную систему управления и финансирования (как правило, диверсифицированную). В рамках небольшого грантового проекта попробовали – получилось, заинтересовали своим продуктом, четко сориентировались на целевую группу, заработало «сарафанное радио», пошел клиентский поток. Это правильный путь. Нужно быть готовым к тому, что грантовые деньги закончатся, а клиенты – нет».

10. Учитесь на вебинарах и семинарах

Принимайте участие в очном и онлайн-обучении, которое проводит оператор конкурса. Например, каждый год в регионах проведения конкурса проходят семинары для заявителей об условиях участия в конкурсе, а главное, о социальном проектировании: как грамотно, качественно выстроить свою заявку в проектной логике.

Эльвира Алейниченко:

«Обязательно принимайте в них участие, задавайте вопросы по своим идеям и проектам, уточняйте все вопросы. Кроме очных семинаров команда Федерального консультационного центра приглашает экспертов, которые проводят вебинары, готовит разные полезные материалы по социальному проектированию. Все это доступно на сайте грантового конкурса в разделе и призвано помочь участникам конкурса подготовить качественную заявку и повысить свои шансы на получение поддержки на реализацию своей социально значимой инициативы».



БОНУС – Топ ошибок заявителя

«Сразу нет»:

Проектам на улучшение материально-технической базы, чтобы было «как у всех», с площадкой и бюджетом, но без конкретной результативной деятельности.

Нарушенной логике социального проектирования, где цель и результат не соответствуют друг другу, а действия не ведут к результату.

Проектам, не предлагающим новые решения социальных проблем (новых именно для конкретной территории, населенного пункта).

Проектам с непроработанным бюджетом или бюджетом, в котором много ошибок: слишком завышенные расходы для данной территории, бюджет не связан с целями, задачами и мероприятиями проекта, нет пояснений по тем или иным расходам.

Слишком глобальным целям, решить которые за несколько месяцев невозможно. Например, «Повысить уровень патриотизма» - это проект с очень непонятной целью.

Неучтенным рискам. Если ключевое мероприятие проекта – это фестиваль под открытым небом, запланированный на конкретную дату, а команда не предусмотрела риск дождя, то этот проект сомнителен для финансирования.

Слишком дорогим проектам в пересчете на одного благополучателя, например, мероприятие для небольшой группы людей, но нужно оплатить дорогую команду, дорогую аренду и еще много сопутствующих расходов.


Статья понравилась 14

От редакции: После юбилейных торжеств тысячелетия крещения Руси, состоявшихся в 1988 году, перед российским старообрядчеством открылись грандиозные возможности. Прекратилось давление государственных и партийных структур. Была отменена цензура. С конца 1980-х государство на долгие годы самоустранилось от какого-либо контроля за богослужебной, издательской и просветительской деятельностью. Казалось бы, наступил новый золотой период, когда старообрядчество могло бы развивать церковные институты, открывать новые приходы и главное спокойно и во всеуслышание проповедовать истину старой веры.

Однако оказалось, что за годы советской власти многое было утрачено. В частности, были уничтожены классы, составляющие экономическую основу старообрядчества. Купцы-меценаты были истреблены или изгнаны сразу после Октябрьской революции. В начале 90-х годов практически не оказалось людей, готовых оказывать финансовую и организационную помощь в церковном строительстве и просветительской деятельности. К счастью, в последние полтора десятилетия ситуация стала меняться. Появились благотворители, государство стало оказывать более активную помощь старообрядческим согласиям. Так, в Москве в 2007-2014 годах благодаря содействию городских властей реконструирована значительная часть Рогожского историко-архитектурного ансамбля.

Одним из новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система федеральных грантов . За счет этих субсидий появилась возможность решать ряд задач, связанных с просветительской деятельностью. Среди них — издательская деятельность, проведение ярмарок и концертов духовной музыки, создание интернет ресурсов, музеев и многое другое. В последние годы государством выделены десятки и сотни миллионов рублей на подобные цели. Открывшиеся возможности позволили представителям старообрядческих согласий реализовать немало важных проектов.

Однако успехи в этой области нельзя назвать однозначными. За несколько лет накопилась статистика негативного опыта. Подчас невнятные цели грантовых проектов, слабая проработка механизма реализации поставленных задач, невысокая квалификация исполнителей, отсутствие взаимодействия со средствами массовой информации приводят к тому, что «коэффициент полезного действия » грантовых субсидий остается на низком уровне. У сторонних наблюдателей порой создается впечатление, что целью гранта является не столько воспитание и просвещение общества, сколько желание поправить материальное положение участников проекта.

О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет ». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ. Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи).

С 1 ноября 2018 г. под руководством Елены Васильевны реализуются два гранта: «Сохранение, популяризация и исследование старообрядческой книжной культуры » и «Просветительская мобильная выставка древнерусского иконописного наследия к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума “Духовный свет русского православия” ».

***

Для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд президентских грантов (президентские гранты.рф).

Социальный проект — это комплекс мероприятий, направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует гармоничному развитию гражданского общества.

Какова структура социального проекта?

Как правило, обязательными элементами проекта являются:

  1. Название проекта.
  2. Аннотация проекта, то есть краткое описание проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2) указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
  3. География проекта.
  4. Срок реализации проекта.
  5. Обоснование социальной значимости проекта.
  6. Целевые группы проекта.
  7. Цель и задачи проекта.
  8. Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта.
  9. Бюджет проекта
  10. Дорожная карта проекта (календарный план).
  11. Команда проекта.
  12. Информация об организации, от которой подаётся заявка на грант.

Что такое проблема и как её сформулировать?

Проект лучше начинать не с поиска идеи (например, у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме .

Социальная проблема — социальная ситуация, которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).

Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.

Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка », так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.

Проблема должна быть актуальной, ненадуманной, подлинной. Соответственно, её нужно обосновать, то есть доказать . Неверно для обоснования значимости пользоваться общими размытыми фразами, такими, например, как: «Социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с всё увеличивающейся в условиях международных политических, социально-экономических и культурных трансформаций потребностью в сохранении, укреплении и распространении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентификации, культурного и научно-образовательного единства многонациональной России, межгосударственного диалога и цивилизационного сотрудничества». Вместо неконкретных формулировок нужен набор аргументов. Ими могут стать:

1. Опрос (анкетирование, интервьюирование) целевой аудитории. Мнение благополучателей поможет подтвердить наличие проблемы, а также, вероятно, подскажет способы преодоления противоречий.
2. Анализ нормативно-правовых документов. В целевых программах можно найти формулировки проблем, алгоритмы их решения. Например, для обоснования актуальности проекта «Создание цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку» может помочь штудирование Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.
3. Статистические данные. Например, таких ресурсов, как:

  • Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/). На сайте содержится официальная статистическая информация обо всех сторонах жизни российского общества, информационно-аналитические материалы, характеризующие различные аспекты экономики и социальной жизни страны.
  • Статистика.RU. Справочный и аналитический веб-ресурс Госкомстата. Содержит таблицы с данными и текстовые публикации, новости статистики по вопросам социальной, экономической жизни, экологическим проблемам, криминологии и т. д.
  • Мультистат. Многофункциональный статистический портал (www.multistat.ru/). Веб-ресурс Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
  • Статистика российского образования (http://stat.edu.ru/). Сайт содержит информацию об уровнях образования, результатах ЕГЭ, региональные данные, международные сопоставления, статистические материалы для СМИ.

4. Научные исследования. Например, изыскания учёных по социологии, истории, культурологии и других направлений гуманитаристики.
5. Поиск в средствах массовой коммуникации интервью отраслевых экспертов, лидеров общественного мнения и пр.
6. Высказывания государственных служащих, представителей власти. Однако прямого цитирования лучше избегать.
7. Изучение опыта решения проблем других регионов и стран.

И другие факты-доводы, подтверждающие важность и злободневность обозначенной проблемы, острую необходимость её решения.

Как поставить цель и обозначить задачи?

После того, как проблема сформулирована и обоснована, нужно обозначить цель и задачи проектной деятельности. Цель — это конкретный ожидаемый результат, на достижение которого направлен проект, то есть цель — наивысшая точка желаемого, решение проблемы.

При формулировке цели нужно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, цель всегда одна . Эффективнее, легче и реалистичнее работать над достижением единого результата, нежели пытаться сосредотачиваться на нескольких предметах устремления. Одна цель помогает выстроить понятную и посильную логистику. Образно выражаясь, можно сказать, что, на двух стульях усидеть сложно и в погоне за двумя зайцами не каждый может поймать хотя бы одного.

Во-вторых, цель — это всегда законченное действие, а не процесс . Цель ограничена во времени . Соответственно, некорректно будет сказать, что «целью проекта является воспитание патриотизма у молодёжи», так как воспитание — это процесс, который может растянуться на долгие годы. Вместо этого стоит назвать конкретное действие (мероприятие, событие), которое направлено на патриотическое воспитание: например, «цель — проведение акции «Свеча памяти»».

Хорошим подспорьем при формулировании цели может стать постановка цели по SMART. Данный метод постановки цели включает пять критериев, которые и создают аббревиатуру S.M.A.R.T.:

  1. S - Specific : цель конкретна. Цель понятна и достижима; это конкретное законченное действие, которое можно оценить, а не мечтательные формулировки. Например, цель не улучшение физического здоровья детей, а организация ежедневных уличных тренировок.
  2. M - Measurable : цель измерима. Показатели могут быть качественными и количественными. Единицы измерения должны быть адекватно подобраны, в цифрах должен быть заложен смысл. Например, правильнее сказать не «цель — совершенствование профессиональных компетенций преподавателей-русистов в области русского языка как иностранного», а «цель — проведение обучения 350 преподавателей в рамках Международных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные эдьютейнтмент-технологии обучения русскому языку как иностранному»».
  3. A - Achievable : цель достижима. Нужно отказаться от необоснованных амбиций и мечтательного оптимизма, а показать, что выполнение данной цели возможно. Это объясняется за счёт указания, с помощью каких ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и пр.) планируется достигнуть цели. Например, если у вас 80 граблей и лопат, целью не сможет стать организация экологического субботника на тысячу человек.
  4. R - Relevant : цель релевантна, то есть адекватна; соответствует другим приоритетным направлениям развития социума; актуальна. Цель не должна противоречить здравому смыслу, иным мероприятиям по решению обозначенной проблемы и пр., иначе масштабная сверхцель по формированию гармоничного гражданского общества не будет решена. Например, не вполне приемлемо будет выбирать целью создание спортивно-тренировочного корта на особо охраняемой природной территории.
  5. Т - Time-bound : цель ограничена сроком, измерима во времени. Мечтать можно сколько угодно, но для эффективного планирования нужно иметь временную точку достижения целей. Например, можно сказать «… до конца 2018 г. обучить 500 детей с ЗПР по программе…».

Стоит сказать, что при формулировке цели для социальных проектов, кроме пяти SMART-критериев, можно указать сверхмиссию. Примером SMART-цели с миссией может быть такое целеполагание: «Формирование проектной культуры посредством проведения online-обучения трёх тысяч старообрядцев до конца 2018 года».

Задачи — конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Решение задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. Задачи отражают стратегию реализации проектной идеи.

Признаками верного формулирования задач являются:

  1. Логичное и последовательное решение проблемы.
  2. Взаимосвязь с деятельностью по проекту (каждое мероприятие проекта должно быть связано с одной из задач).
  3. Чёткие и конкретные формулировки задач, выраженные не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.

При формулировании задач проекта рекомендуется не применять такие слова, как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Лучше сказать: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность грантозаявителя на результат.

На что обратить внимание при описании механизма реализации проекта?

Механизм реализации проекта должен быть синхронизирован с задачами, скрупулёзно детализирован и по возможности включать инновационные методики .

Если говорить подробнее, то каждое мероприятие календарного плана (дорожной карты) должно быть направлено на решение задач, приведённых в описании проекта. Описание мероприятия должно включать подробную информацию о том, каким образом оно будет реализовано, для какой целевой группы. Необходимо указание сроков и конкретных результатов (согласно количественным показателям) по итогам каждого мероприятия.

Если вы предлагаете принципиально новые и свежие механизмы решения проблемы, то это сможет стать хорошим бонусом при оценке экспертами вашей проектной идеи. При этом нововведения должны обеспечивать эффективное сглаживание или нейтрализацию проблем. Например, если ваша цель — формирование экологического сознания путём проведения природоохранных мероприятий, то малопродуктивными будут традиционно предлагаемые мероприятия по очистке берегов рек от мусора или проведение мастер-классов по экологии. Данные работы нужны, но они не решают проблемы: после уборки территории её загрязняют вновь. Оригинальным решением, способствующим большей результативности в устранении экологической катастрофы, может стать обмен собранного мусора на саженцы деревьев и их посадка.

Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке?

Качественные результаты должны включать в себя индикаторы, характеризующие изменения в целевой группе благодаря реализации проекта.

Количественные показатели — цифры, с помощью которых можно определить соразмерность запрашиваемой суммы гранта и результатов проекта . Ориентироваться удобнее всего на мероприятия проекта в календарном плане.

  • «Адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
  • достижимость (значения этого показателя реалистично получить в рамках реализации проекта);
  • достоверность (способ сбора и обработки исходной информации можно будет подтвердить документально);
  • измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
  • объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
  • однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок)».

Примером планируемых количественных и качественных показателей, обоснования их достижимости для проекта по созданию цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку может послужить следующий отрывок из грантовой заявки.

Реализация предусмотренных в проекте цели и задач обеспечит достижение следующих показателей:

качественных показателей :

  • создана доступная, бесплатная и основанная на современных цифровых эдьютейнтмент-методах и технологиях обучения система изучения и преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного;
  • сформирован устойчивый интерес к освоению русского мира и совершенствованию языковой культуры,
  • налажены диалоговые межнациональные взаимоотношения.

количественных показателей :

  • в единой цифровой образовательной эдьютейнтмент-среде для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки разработано семь мультимедийных и интерактивных онлайн-курсов,
  • создана ежедневно обновляющаяся база учебно-тренировочных, игровых, мультимедийных методических материалов для изучения русского языка как родного, неродного и иностранного, в том числе издан печатный сборник эдьютейнтмент-упражнений по русскому языку для иностранцев;
  • численность прошедших онлайн-курсы - не менее 2,5 тыс. человек,
  • в Интернет-олимпиаде по русскому языку для одарённых детей поучаствовали не менее 250 школьников;
  • осуществлено повышение квалификации не менее 250 преподавателей;
  • более 350 лиц с ограниченными возможностями здоровья смогли пройти обучение с учётом специальных условий и требований.

Достижимость программных индикаторов и показателей

Как грамотно оценить ресурсы проекта?

Прежде чем запрашивать определённую сумму денег у грантодателя, нужно оценить имеющиеся ресурсы. Как правило, адекватная оценка ресурсной базы позволяет существенно снизить финансовые запросы и сделать бюджет проект соизмеримым результатам.

Ресурсы проекта:

  1. Материальные ресурсы . Например, наличие ноутбуков, помещения для проведения мероприятий, лопат, мешков для мусора и пр.
  2. Кадровые ресурсы . При описании команды проекта нужно показать, что она справится с решением задач, указанных в заявке, что она обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта. Важно объяснить: кто именно и какие задачи будет выполнять, какой у каждого члена команды имеется практический опыт. Фонд грантов Президента РФ рекомендует указывать 5-7 ключевых членов команды (всего возможно добавить до 15 человек).
  3. Административные ресурсы . При реализации проектов при государственной поддержке желательно заручиться поддержкой властей. Внимание местной власти к проекту и его поддержка будет не только способствовать реализации проекта, но и одновременно свидетельствовать о значимости решаемой проблемы.
  4. Информационные ресурсы . Ваша организация должна быть информационно открыта: иметь аккаунты в соц. сетях и мессенджерах, по возможности — сайт. Публиковать в медиа и СМИ информацию о своей деятельности. Эксперту, а затем и обществу, должно быть понятно, что госфинансирование досталось не случайным заявителям, а положительно зарекомендовавшим себя организациям.
  5. Финансовые ресурсы . Это один из важнейших пунктов грантовой заявки. При формировании бюджета необходимо подробное финансово-экономическое обоснование проекта. Ознакомиться со всеми нюансами бюждетирования можно на сайте Фонда грантов Президента РФ, расположенном по адресу https://президентскиегранты.рф/public/home/documents.

Как охарактеризовать целевую аудиторию и географическую территорию проекта?

Целевая аудитория — это благополучатели, социальная группа, ради которой делается проект. Чем более точный портрет целевой аудитории имеется, тем проще выявить её проблемы, найти способы решения проблем.

Охарактеризовать целевую аудиторию можно по следующим критериям:

  1. Возраст.
  2. Количество. Некорректно указывать, например, что благополучателями является вся молодёжь N-ой области. Так как это далёкие от реальности цифры: эксперт посмотрит в Росстате, что в области проживает 20 тысяч молодых людей, а проект рассчитан лишь на 3 тысячи. Лучше указать примерное количество участников будущих мероприятий. Кроме того, среди участников стоит указывать только тех, кто действительно будет задействован в мероприятиях проекта. Не нужно включать тех, кто сможет посмотреть в открытом доступе в Интернете, например, ролики, баннеры проекта, так как найти доказательства того, что это просмотрела именно обозначенная целевая группа, будет проблематично. Пусть благополучателей окажется меньше, но их количество будет соответствовать действительности.
  3. Социальный статус (дети, школьники, пенсионеры, многодетные семьи, студенты, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства и пр.).
  4. География. Географическая территория должна не противоречить той, что указана в уставе НКО.

Каковы критерии оценок проектов?

Критерии оценок проектов могут отличаться у разных грантодателей. Фонд президентских грантов РФ оценивает проекты в зависимости от запрашиваемой суммы по следующим критериям:

  1. Актуальность и социальная значимость проекта.
  2. Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам.
  3. Инновационность, уникальность проекта.
  4. Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов.
  5. Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта.
  6. Масштаб реализации проекта.
  7. Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития.
  8. Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности.
  9. Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности.
  10. Информационная открытость организации.

Участие в грантовой деятельности требует от грантозаявителя желания неустанно совершенствовать мир и решать проблемы общежития, даёт возможность выстраивать гражданское общество страны по законам человеколюбия. А это значит, что участвовать в конкурсе социальных проектов просто необходимо.

В конце 2017 года победителем конкурса президентского гранта стал проект РПсЦ «Развитие научной и культурно-просветительской деятельности в области древнерусской культуры и старообрядчества», направленный на создание комплекса уникальных научно-просветительских и информационных материалов о древнерусской культуре и старообрядчестве с их последующим размещением на официальном сайте РПсЦ — rpsc.ru

Для составления сметы используется кассовый метод: все расходы учитываются в бюджете (и в дальнейшем в отчетах) по мере выплаты денежных средств.

Смета должна строго соответствовать содержательной части проекта. При изменении содержательной части проекта следует проверить бюджет на необходимость корректировок.

Смета должна отвечать требованиям реалистичности, обоснованности, прозрачности, целевого использования, эффективности и полноты.

Низкие оценки различных заявок часто были связаны с размером запрашиваемых средств. В конкурсе президентских грантов не работает метод «проси больше – дадим меньше». Чем больше денег просила организация, тем более жесткой оценке подвергалась ее заявка.

При оценке сметы проекта эксперты будут руководствоваться следующими критериями:

  • реалистичностью бюджета проекта и обоснованностью планируемых расходов на реализацию проекта;
  • соотношением планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватностью, измеримостью и достижимостью таких результатов;
  • собственным вкладом организации и дополнительными ресурсами, привлекаемыми на реализацию проекта.

Оплату услуг сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей за счет средств гранта следует планировать в размере не более 30% от запрашиваемой суммы гранта. В указанную величину не включаются офисные расходы, аренда помещений, иного имущества и имущественных прав, расходы на проезд, проживание, питание в составе командировочных расходов и расходов на проведение мероприятий.

Выполним экспертизу Вашего проекта.

Если Ваша организация планирует участвовать в конкурсе Фонда Президентских грантов или уже участвует в нем, то мы готовы сделать для Вас прогноз оценок по баллам совершенно бесплатно. Экспертиза производится сертифицированными специалистами по социальному проектированию.

Для НКО, подающим заявки на президентский грант, предлагаем бесплатные услуги по подготовке заявки на грант . Услуга оказывается в рамках социального наставничества.

Предоставляем письма на информационную поддержку проектов.

С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Аналогично тому, как Вы включаете труд добровольцев.

Пишите на [email protected]

Софинансирование указывается только в части софинансирования представляемого на конкурс проекта (не должно включать финансирование всей текущей деятельности организации, например, аренды всего помещения, используемого для размещения всего персонала организации).

Приведен образец сметы проекта “Социальное 3D-моделирование”

Образец сметы проекта на президентский грант

1. Оплата труда

1.1. Оплата труда штатных работников
Должность Заработная плата в месяц (в рублях, включая НДФЛ) Количество месяцев (не более 18 месяцев) Общая стоимость, в рублях Запрашиваемая сумма
Руководитель проекта, бухгалтер 20 000,00 9 180 000,00 0,00 180 000,00
Ведущий вебинаров-дизайнер 20 000,00 9 180 000,00 0,00 180 000,00
Куратор проекта 12 500,00 9 112 500,00 0,00 112 500,00
Ведущий вебинаров-психолог 17 000,00 9 153 000,00 0,00 153 000,00
Итого по статье: 625 500,00 0,00 625 500,00

В этом разделе сметы указываются расходы на оплату труда только в части заработной платы, которая выплачивается сотруднику за работу по заявляемому проекту.

Заработная плата работников по проекту устанавливается с учетом средней заработной платы в соответствующем регионе, при этом рекомендуется определить уровень оплаты труда таким образом, чтобы средняя заработная плата персонала проекта не превышала 48 тысяч рублей в месяц на одного работника (в части, финансируемой за счет средств гранта).

1.2 Выплаты физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) за оказание ими услуг (выполнение работ) по гражданско-правовым договорам
1.3 Страховые взносы

Приглашаем на вебинары по эмоциональному интеллекту для детей и взрослых . Вебинары являются базой, которая поможет разобраться в огромной потоке информации, посвященной эмоциональному интеллекту.

Сложно представить себе развитие эмоциональной устойчивости без знаний о собственной эмоциональности. Необходимо понимание и идентификации своих эмоций и эмоций других людей. Гамма чувств и эмоций очень велика, а мы зачастую умеем осознать и использовать не больше 10-ти.

2. Командировочные расходы

Данная статья сметы подразумевает только командировочные расходы сотрудников проекта, работающих по трудовым договорам, связанные непосредственно с мероприятиями в календарном плане.

3. Офисные расходы (аренда нежилого помещения, коммунальные услуги, услуги связи, услуги банков, электронный документооборот, почтовые услуги, компьютерное оборудование и программное обеспечение (включая справочные информационные системы, бухгалтерское программное обеспечение), канцтовары и расходные материалы)

Фонд не приветствует использование наличных расчетов и, соответственно, расходы, связанные с получением наличных средств в кассе. При этом допускается компенсация сотруднику понесенных расходов по авансовому отчету путем перечисления на банковскую карту такого сотрудника.

4. Приобретение, аренда специализированного оборудования, инвентаря исопутствующие расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Аренда 3D принтера 12000,00 1 6 000,00 0,00 6 000,00
PLA-пруток, весом 1 кг 678,00 8 5 424,00 0,00 5 424,00
PLA-прутки, весом 2,5 кг 1 798,00 2 3 596,00 0,00 3 596,00
Доставка 700,00 1 700,00 0,00 700,00
Итого по статье: 15 720,00 0,00 15 720,00

Приглашаем на вебинары “Как самостоятельно повысить слабую мотивацию к обучению” .

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса у детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться. У других – по разным причинам утрачивается со временем. Интеллект-карты, при правильном использовании, способны поднять мотивацию к обучению.

5. Разработка и поддержка сайтов, информационных систем и иные аналогичные расходы

6. Оплата юридических, информационных, консультационных услуг и иные аналогичные расходы

Статья сметы включает оплату привлеченных сторонних организаций для оказания юридических, информационных, консультационных и других аналогичных услуг. Эти услуги должны быть необходимы для реализации проекта и требуют профессиональных знаний.

7. Расходы на проведение мероприятий

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость, в рублях Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Денежный эвивалент безвозмездного труда добровольцев 43 200,00 1 43 200,00 43 200,00 0,00
Арендная плата за помещение для проведения вебинаров, ведение форума, ведение отчетности по проекту. 72 000,00 1 72 000,00 72 000,00 0,00
Оплата интернета 5 310,00 1 5 310,00 0,00 5 310,00
Оплата вебинарной комнаты 19 800,00 1 19 800,00 0,00 19 800,00
Ноутбук Asus 17 060,00 1 17 060,00 17 060,00 0,00
Принтер цветной струйный Epson Styles Photo R-200 4 601,00 1 4 601,00 4 601,00 0,00
Набор картриджей к принтеру Epson Styles Photo R-200 4 080,00 1 4 080,00 4 080,00 0,00
Итого по статье: 166 051,00 140 941,00 25 110,00

8. Издательские, полиграфические и сопутствующие расходы

9. Прочие прямые расходы

В данный раздел сметы необходимо включить требуемые для реализации проекта расходы, которые не предусмотрены в других статьях бюджета проекта. При этом указание за счет гранта таких позиций, как «Непредвиденные расходы» или аналогичных, не допускается.

На какие статьи затрат возможно использование средств гранта?

Средства гранта можно использовать для оплаты следующих затрат:
1. Оплаты труда:

  • оплаты труда штатных работников;
  • выплат физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) за оказание ими услуг (выполнение работ) по гражданско-правовым договорам;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды.

2. Командировочных расходов.
3. Офисных расходов.
4. Приобретения, аренды специализированного оборудования, инвентаря и сопутствующих расходов.
5. Разработки и поддержки сайтов, информационных систем и иных аналогичных расходов.
6. Оплаты юридических, информационных, консультационных услуг и иных аналогичных расходов.
7. Расходов на проведение мероприятий.
8. Издательских, полиграфических и сопутствующих расходов.
9. Прочих прямых расходов, соответствующих целевому назначению гранта.

Приглашаем на вебинары и консультации по психосоматике. На вебинарах рассматриваются психосоматические расстройства у детей и такие заболевания как: нарушение питания, тревожные состояния, энурез, нарушения сна, тики и заикание, а также будет дан тест на адаптацию и несколько упражнений и рекомендаций для расслабления и аутогенной тренировки.

(Посетители 15 404 за все время, 5 визитов сегодня)

Поделитесь с друзьями