инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено. В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.

Великий сын осетинского народа
3(15) октября
1859 - 19
марта (1
апреля) 1906
(46 лет).

Селение Нар, Северная Осетия.

Родители Коста

«Я счастия не знал, но я
готов свободу,
Которой я привык, как
счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один,
который бы народу
Я мог когда – нибудь к
свободе проложить».

«Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви
к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и
прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и
общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его
думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста... войдет в ряд самых
высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице
многоцветной культуры социализма будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким
художником, как Коста Хетагуров.»-Говорил известный русский советский писатель Александр
Александрович Фадеев.

Репродукция картины
«Дети -каменщики».

Репродукция
картины «За
водой».

Скорбящий
ангел,1888

«Я не знаю образа, более волнующего, более глубокого и поэтичного, чем хетагуровское
сравнение упрямства с сердцем. Как в этом сказался человек! Если бы от жизни и творчества
осетинского поэта не осталось ничего, кроме этого сравнения, - то и его было бы достаточно,
чтобы знать о Хетагурове всё! «Упрямый, как сердце» - это значит до последнего вздоха
преданный своему знамени.Таким был Хетагуров. Таким он останется в памяти людей.» -говорил
Илья Львович Сельвинский-русский советский поэт-песенник.

ЗАВЕЩАНИЕ
Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,
Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

Коста Леванович Хетагуров Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.




Сам Коста в своей автобиографии писал: Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава. Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877 г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.


В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.




В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. Заглавная страница рукописи "Ирон фæндыр"За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр». В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.


26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено. В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.













19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)

Коста Хетагуров, живопись.
Учитель осетинского языка: Бадтиева Т.аира Дзахотовна МБОУ СОМШ № 44 им.В.Кудзоева г.Владикавказ

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа. Творчество Хетагурова, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.

Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти., Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.

К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами.

Скорбящий ангел
В копии с картины Лендаля "Плачущий ангел" Хетагуров изобразил А. Попову, в которую был влюблен, с таким поразительным сходством, что ни один служитель церкви не захотел приобрести ее для церкви ввиду явно выраженного художником в образе ангела не небесного, а земного существа.

Мальчик – осетин, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажей хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему.Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.
«Дети – каменщики»

Природный мост в верховьях Кубани

В осетинской сакле

Горянка, идущая за водой
Художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Портрет А.Я.Поповой
Портрет А.Я. Поповой,в которую был влюблен, художник показывают нам свое высокое мастерство как живописца, владеющего в совершенстве рисунком.

Портрет А.А.Цаликовой (1898)
Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом

Портрет Хусина Баева

Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

http://www.sknews.ru/files/images/rubriki/2015/10/16/69832v3f5b61.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img14.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img8.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859650_kosta_004.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/thumbs/1381859640_kosta_007.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859615_kosta_009.jpgдети http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/timag82.e/0_3202e_6ec0de0a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/timag82.e/0_32030_ede7af88_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4901/timag82.e/0_32042_b8d4e45c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/timag82.e/0_32037_c374b4a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/timag82.e/0_32035_64fc727c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/timag82.e/0_3203a_b3106fd9_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/timag82.c/0_30f5a_1c3f3c87_L.jpg
Интернет-источники;

Презентация на тему "Биография Коста Левановича Хетагурова" по литературе в формате powerpoint. Данная презентация для школьников знакомит учащихся с основоположником осетинской литературы Коста Левановичем Хетагуровым. Автор презентации: Гончарова Н.

Фрагменты из презентации

Родился в 1859 году. Отец - Леван Елизбарович Хетагуров. Мать - Мария Гавриловна (в девичестве Губаева) умерла после родов (1837-1859г.г) в ауле Нар.

Через два года из Кубанской области пришло известие, после которого Коста долго не мог прийти в себя. Ему перестали платить 25- рублёвую стипендию. Вскоре Коста покинул гимназию.

Коста – живописец

  • Коста Хетагуров.Скорбящий ангел. Масло.
  • Коста Хетагуров. Автопортрет. Масло

Последние годы (1898-1906 гг.)

В доме Смирновых уже на закате своей жизни Коста пленился красотой Гали Смирновой. 19-летняя Гали вместе с подругой училась у хозяйки Коста вязать, рисовать; там иногда встречала поэта. Родители Гали не принимали увлечение Коста всерьёз. Однако Гали Смирнова в 1908 году вышла замуж за студента медицинского отделения Киевского университета Сергея Иванченко. В 1912 семья обосновалась в Георгиевске.

Гали Смирнова скончалась в Георгиевске в феврале 1974 году. Прекрасная любовь, полная глубокой страсти к Гали Смирновой, была последним аккордом в жизни великого поэта. Летом 1903 года тяжёлое нервное заболевание дало о себе знать, поэт оказался прикованным к постели. В воскресный день 19 марта 1906 года Коста умер.