Хлопчатобумажные волокна Хлопок волокно растительного происхождения, получаемое из коробочек хлопчатника. При созревании плода, коробочка хлопчатника раскрывается. Волокно вместе с семенами хлопок-сырец собирается на хлопок приёмных пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где происходит отделение волокон от семян. Затем следует разделение волокон по длине: наиболее длинные волокна от 2025 мм и есть хлопок- волокно, а более короткие волоски линт идут на изготовление ваты, а также для производства взрывчатых веществ.


Ткани из хлопкового волокна Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен, он включает наибольшее число видов и артикулов. Ткани различны по структуре, виду отделки, свойствам, внешнему оформлению и имеют разностороннее применение. Хлопчатобумажные ткани характеризуются хорошей износоустойчивостью, гигиеничностью, красивым внешним видом, цветоустойчивостью, хорошо переносят водные и тепловые обработки. Недостатки этих тканей повышенные сминаемость и деформируемость в носке. Для выработки хлопчатобумажных тканей применяют все виды ткацких переплетений.






Шерстяные волокна Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется РУНОМ.













Шелковые волокна Натуральный шелк получают при размотке коконов тутового шелкопряда. Кокон – это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда: 1.Яичко. 2.Гусеница. 3.Куколка. 4.Бабочка.


Тутовый шелкопряд, или шелковичный червь гусеница и бабочка, играющие важную экономическую роль в производстве шёлка. Гусеница питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Близкий вид дикий тутовый шелкопряд обитает в Восточной Азии: в северных областях Китая и южных областях Приморского края России. Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Самки его даже "разучились" летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см. Гусеницы этого шелкопряда едят только листья шелковицы, или тутового дерева. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной м и до 1500 м в самых крупных коконах.








Немного из истории Родиной шелка считается древний Китай. Согласно множеству легенд, культура шелководства возникла около V тыс. до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Наиболее примечательно предание о Лэй Цзу, первой супруге Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад. Переехав к мужу из юго-западной части страны, Лэй Цзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда. Вначале она научила людей разводить шелковичных червей, распутывать кокон и таким образом снабжать себя одеждой. В Поднебесной не стало больше такой беды, как царапины и ссадины, и последующие поколения стали приносить Лэй Цзу подношения как основательнице шелководства... Предания подтверждаются и археологическими раскопками в провинциях Хубэй и Хунань: найдены хорошо сохранившиеся 152 шелковые вещи, среди которых 35 предметов одежды в отличном состоянии. Значит, шелководство существовало примерно за две тысячи лет до рождества Христова (эпоха позднего неолита), а производство шелка лет назад уже было развитой отраслью производства - именно такой возраст имеют обнаруженные остатки ткани!


Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Так появился Великий Шелковый путь. Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантасмагоричные представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц... За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но жажда прибыли (а ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота, фунт на фунт) взяла свое. Приблизительно в V веке шелк был вывезен из Китая, и одновременно началось его производство в нескольких странах мира. Опять таки по легенде, один хитрый индийский раджа посватался к китайской принцессе. А в качестве приданого возжелал - угадайте, что? И бедная невеста привезла личинок тутового шелкопряда и семена шелковицы... прямо в своей высокой свадебной прическе. В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение примерно в то же время, когда в Константинополь из Китая впервые доставили грену (яйца) тутового шелкопряда. Роль пилигримов доброй воли выполнили монахи, спрятавшие личинок в пустотах своих посохов. В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе вовсю ткали собственный шелк.


Старая Северная дорога возникла по инициативе императора У- ди, нуждавшегося в породистых лошадях для войска. Таких коней увидел во время своего посольства в Среднюю Азию в гг. до н.э. сановник Чжан Цянь. Он же доложил императору об отсутствии в других странах шелкоткацкого ремесла и надоумил императора вывозить за границу шелк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино и др. В 121 г. до н.э. первый верблюжий караван с шелком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль отрогов Тянь-Шаня. Но развернувшаяся торговля была прервана разорительными восстаниями в той местности в гг. н.э. Однако торговля вскоре продолжилась, но уже по новому пути - Южной дороге.




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Материаловедение Хлопчатобумажные и льняные ткани

Хлопчатник и волокна хлопчатника

Лен и волокна льна

Процесс производства хлопчатобумажных тканей Сортировка Чесальный цех Ленточный цех Отделочное производство Прядильное производство Ткацкое производство Ровничный цех

Процесс производства льняных тканей Вымочка соломы Сушка Мятье Отделочное производство Прядильное производство Ткацкое производство Трепание

(1704-1764) английский изобретатель, по профессии суконщик Изобретенный им челнок (самолетный) можно считать первым толчком к бурным преобразованиям в текстильной технике. Это изобретение позволило вдвое увеличить производительность ткача. Челнок-самолет Кея к середине XVIII века быстро распространился сначала в Англии, а затем и в других странах.

Профессии ткацкого производства Прядильщица Ровничница Крутильщица Мотальщица Ткач

Хлопчатобумажный комбинат г. Краснодар

Нить утка толстая пушистая неравномерная по толщине слабо скрученная рыхлая мягкая менее прочная, чем нить основы Нить основы тонкая гладкая равномерная по толщине сильно скрученная плотная жёсткая прочная Отличительные признаки

Выполнила: учитель технологии I категории, МАОУ-СОШ№10, г.Альметьевска РТ. Вафина Светлана Викторовна Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают, что из них...

краткое содержание других презентаций

«Натуральные волокна растительного происхождения» - Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Хлопчатник и волокна хлопчатника. Лен. Ткань, снятая с ткацкого станка. Воздействие различных факторов на лен и хлопок. Материаловедение. Ткань. Виды переплетений. Процесс получения ткани. Швейное материаловедение. Натуральные волокна растительного происхождения. Производство ткани. Отделка тканей. Первичная обработка хлопка.

«Русский народный праздничный костюм» - Понёвный стиль русского костюма. Передник. Примерные вопросы к повторению. Понёва и значение узоров. Подготовка рабочего места. Тяжёлая работа в поле. Литературный ряд. Лапти. Декоративно-прикладное искусство. Старинные русские сарафаны. Рубаха. Девичий хоровод в деревне. Кокошники. Из истории русского костюма. Сарафан. Сценические костюмы. Практическое задание. Зрительный ряд к уроку. Словарный ряд.

««Моделирование фартука» 5 класс» - Ознакомить с приемами художественного конструирования. Художественное моделирование. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Виды отделки. Изучение материала. Процесс создания одежды. Термин «моделирование». Нанесение названий деталей. Моделирование нижней части фартука. Моделирование фартука. Моделирование кармана. Моделирование нагрудника. Закрепление материала. Моделирование. Чертеж основы фартука.

«Натуральные волокна» - Упаковка в кипы (прессование). ПРЯЖА – тонкая нить, полученная путем скручивания волокон. В прядильном цехе из ровницы вытягивают и скручивают нити. Схема ткацкого станка. Чесальный цех. Челнок. Лабораторная работа «изучение волокон хлопка». Процесс производства тканей. Прядильный цех. Процесс. На ткацкой фабрике из пряжи ткут ткань (суровье). Вымочка льняной соломы. Трепание льна. Ровничный цех. Лабораторная работа «изучение волокон льна».

«Конструирование и моделирование фартука» - Конструирование и моделирование. Назначение фартука. Выбор ткани для фартука. Моделирование кармана. Виды фартуков. Моделирование нагрудника. Моделирование. Мерки для построения чертежа фартука. Способы моделирования. Варианты отделки фартука. Моделирование фартука. Моделирование основной детали фартука.

«Русский костюм» - Ход урока. Кроссворд «Русский народный костюм». Северорусский сарафанный комплекс. Метод Инсерт. Объяснение способов работы. Цель урока. Методы и формы. Головной убор. Этап целеполагания. Сообщение нового материала. Сарафан. Обувь. Практическая работа. Мужской костюм. Деталь одежды, которая служила оберегом. Текст. Русский народный костюм. Южнорусский понёвный комплекс. Анализ работ, подведение итогов урока.

Разделы: Технология

Класс: 6

Класс 6 “В”.

Учебно-методическое обеспечение учебник технологии для 6 класса под редакцией В.Д.Симоненко .

Время реализации занятия 2 урока по 45 минут.

Цель: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

Задачи занятия:

  1. Познакомить с волокнами животного происхождения
  2. Познакомить со свойствами шерстяных и шёлковых волокон
  3. Формировать умение распознавать волокна шерсти и шёлка.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер (ноутбук), проектор, экран, образцы тканей, огнеупорная чашка, пинцет.

Проблемный вопрос: Как распознать шерстяные и шёлковые ткани?

Предполагаемые варианты решений:

  1. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду.
  2. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь.
  3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: проблемный урок.

Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа.

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные.

Термины: шерсть, руно, шёлк, кокон, тутовый шелкопряд.

Ход занятия

I этап занятия (2 минуты).

Организационный момент.

  • Приветствие учащихся;
  • Наличие учащихся на уроке;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Сообщение темы, цели и задач уроков.

II этап занятия (3 минуты).

Учитель: С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д.

III этап (5 минут).

Учитель предлагает детям ответить на вопрос: Что общего у всех представленных моделей и чем они отличаются друг от друга? Учебник: Стр. 177–178, рис 126–130.

Учащиеся отвечают.

IV этап (3 минуты).

Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока.

Физкудбьтминутка.

V этап (10 минут).

Учитель раздаёт детям образцы тканей из разных волокон и предлагает ответить на вопрос.

Учитель: Как распознать шерстяные и шёлковые ткани?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.

1. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду.
2. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь.
3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.

VI этап (5 минут).

Учитель просит вспомнить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Учащиеся отвечают.

Физкудьтминутка.

VII этап (15 минут).

Изучение нового материала.

Учитель предлагает детям познакомиться с шерстяными и шёлковыми волокнами. Презентация.

Учитель: Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, полученные в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека. (Слайд 3)

Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. (Слайд 4)

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют , то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. (слайд 5) Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. (слайд 6)Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани. (Слайд 7) В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир. (Слайд 8)

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется – кокон. (Слайд 9) Шёлковая нить уложена в коконе в 40–50 слоёв. Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином. (Слайд10)

Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка . (Слайд 11)

Собирают коконы со дня завивки на 8–9 день и отправляют на первичную обработку. (слайд 12) Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600–900 метров и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. (Слайд 13, 14)

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка ”.

Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити. (Слайд 15)

В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон. (Слайд 16)

VIII этап (20 минут).

Учитель предлагает детям ответить на вопрос.

Учитель: Каковы свойства шерстяных и шёлковых тканей?

Организуется групповая работа.

Дети работают с информационными источниками (текстовыми бумажными – ресурсами), с помощью которых можно найти ответы на поставленный вопрос. После завершения работы проводится коллективное обсуждение полученных результатов под руководством учителя. (Приложение 1) (Слайд 17,18)

Физкультминутка.

IX этап (20 минут).

Учитель предлагает детям выполнить практические работы “Сравнение волокон шерсти и натурального шёлка” и “Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей”. После завершения работы проводится коллективное обсуждение полученных результатов под руководством учителя. (Слайд 19–22)

Физ. минутка

X этап (3 минут).

В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность, понятность изученного материала, собственную активность и самостоятельность учащихся, их ответственное отношение к занятию.

Рефлексия. Использован приём “змейка”, когда каждый ученик высказывает свое мнение по поводу проведённого занятия, изученного материала, делает самостоятельный вывод. Можно помочь вопросами:

Что нового вы узнали?

  • Можете ли вы теперь распознать шерстяные и шёлковые ткани?
  • Учащиеся отвечают на вопросы: (Слайд 23)

XI этап (2 минуты).

Детям предлагается разноуровневое домашнее задание:

  1. Составить коллекцию шерстяных и шёлковых тканей.
  2. Разработать кроссворд по пройденной теме

Список информационных источников. (Слайд 24)

  1. Технология. Обслуживающий труд: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/ В.Д.Симоненко, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.:ил.
  2. “Технология 6 класс (для девочек). Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко ”.