Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.


Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Что делать, если не знаешь чего хочешь и ничего не нравится:

  • Подумать: «Что я делаю лучше других?», «Чем могу заниматься длительное время?», «Что меня увлекает и нравится?»
  • Пройти тест на профориентацию. Он поможет определиться с выбором направления и конкретной профессии.
  • Получить консультацию психолога по результатам теста. Он поможет понять, какая именно работа подойдет этому человеку.
  • Обсудить эту ситуацию с родителями, товарищами, педагогами. Другие люди часто лучше подмечают особенности и способности подростка и могут дать дельный совет в выборе специальности.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Как выбрать профессию по душе? Узнайте, как ваш характер и способности должны соотноситься со спецификой будущей работы, чтобы она приносила вам удовольствие и желаемый материальный доход. На страницах раздела вы также сможете пройти бесплатные онлайн тесты, узнать, что такое профориентация и ознакомиться с описаниями самых востребованных профессий.

Итак, рассмотрим, что вам поможет в выборе профессии.

Перед тем как определить к чему лежит душа, имеет смысл ознакомиться с тем, что же востребовано в современном мире и на каких специалистов есть действительно хороший спрос. Кроме того, если вы выбираете между несколькими профессиями, то востребованность той или иной может склонить ваш выбор именно в ее пользу. Итак, вперед, изучать рейтинги.

Прежде чем понять, действительно ли вам придется по душе та или иная сфера деятельности, о ней обязательно надо узнать как можно больше. Это можно сделать в соответствующем разделе нашего портала, прочитав обзоры профессий. Они расскажут вам о специфике работы, где и на каких специальностях лучше всего учиться, какой должен быть характер у человека, а также насколько она престижна и как высоко оплачивается труд.

Статьи, собранные в разделе, посвящены исключительно вопросу выбора будущей сферы деятельности. Они написаны профессиональными журналистами и психологами и содержат действительно ценные советы. В них каждый из аспектов проблемы раскрыт максимально полно и содержательно. Надеемся, что большинство из них придется вам по душе, а представленный материал поможет вам сделать правильный выбор.

«Кем ты хочешь быть?» Вас спрашивают об этом лет с трех. Есть, конечно, счастливчики, уже в первом классе осознавшие, что будут учителями, врачами, космонавтами или физиками-ядерщиками. Но для большинства этот вопрос становится по-настоящему актуальным к концу обучения в школе - и самое интересное, что, бывает, он не дает покоя и дальше. Работает вроде человек, зарплату получает, а всё равно продолжает размышлять, кем же он всё-таки хочет быть… Помочь здесь призвана профориентация.

Особенности характера - это один из важнейших параметров при выборе профессии. Тихоня навряд ли пойдет в продавцы, а активный и начитанный человек будет несчастен в работе, требующей сосредоточенного погружения в свои мысли. Узнайте, как сделать правильный выбор.

Если, даже ознакомившись со всеми материалами раздела, вы все равно не смогли выбрать профессию по душе, то вы можете задать вопрос эксперту, который специализируется на профориентации школьников старших классов и подростков. Перед тем, как это сделать, прочитайте, пожалуйста, ответы на уже заданные вопросы - вполне возможно, вы найдете ответ на свой. Если нет, то смело пишите, мы постараемся на него ответить (однако это касается не всех вопросов, да и время ожидания ответа может быть значительным).

Каждый человек в своей жизни должен принять несколько ключевых решений, определяющих дальнейшую судьбу, и выбор профессии - это одно из них. С малых лет мы думаем, кем стать: девочки хотят стать учительницами, врачами или моделями, мальчики мечтают быть автогонщиками, пилотами или бизнесменами. Мы растем, мечты меняются, и приходит время делать выбор. Нужно выбрать вуз, который позволит воплотить желаемое в реальность. Но многие даже к окончанию школы так и не могут определиться, просят совета у родителей, которые с радостью отправляют ребенка учиться туда, где бы хотели когда-то оказаться сами.

В развитых европейских странах большое внимание уделяют развитию своих детей, определению их способностей с раннего детства. Система школьного образования построена таким образом, что позволяется в процессе обучения выбирать предметы, которые наиболее подходят ученику и развивают его сильные стороны. А то, что не могут сделать родители, точно сделают центры карьерного консультирования или профессиональные коучеры. Они проведут необходимые тестирования и тренинги с ребенком, по результатам которых смогут сделать вывод, на каких сферах деятельности ему лучше сосредоточиться.

Но нужно обязательно прислушиваться к себе, пробовать заниматься различными видами спорта, посещать творческие кружки, студии и музыкальные занятия, тогда с большой вероятностью можно сказать, что ответ на вопрос "Как выбрать профессию по душе" будет найден.

Выбор профессии, рода занятий для получения дохода и самореализации – один из самых главных вопросов жизни, рано или поздно встающий перед каждым человеком.

В какой области найти себя, что мы умеем и к чему стремимся, станет наше занятие просто способом зарабатывать на жизнь или настоящим призванием? Можно ли избежать ошибок при выборе любимого дела?
Найти себя очень непросто. Выбрать профессию по душе – большая удача, ведь делать это приходится в юном возрасте, когда мы еще не совсем понимаем, каково наше истинное призвание, в чем специфика каждой работы.

Каталог профессий с описанием

Профессии на Абитуриент.про

Каталог профессий с описанием

Профессии на сайте Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии"

Описания профессий включают: требования к профессиям, перечень вузов (где получить профессию), отрасли, связанные с профессией, обязательные для поступления ЕГЭ, коды специальностей образования и т.д

Профессии на Postupi.online

Список профессий в Атласе профессий высшего и среднего профессионального образования.Можно смотреть профессии на видео, узнать больше об интересующей вас профессии. Возможно сразу же найти программы обучения, вузы, колледжи, техникумы, училища, в которых вы сможете получить выбранную профессию.

Профессии на vuzopedia.ru

Список профессий в России, где их получить. На этой странице вы найдете все профессии в вузах России с описанием, зарплатами, всей информацией и специальностями, на которых их можно получить.

Справочник профессий Министерство труда и социальной защиты РФ

Справочник профессий – государственный информационный ресурс, созданный в целях содействия гражданам и организациям в получении информации о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях.

Официальные справочники и классификаторы

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Не полагайтесь полностью на консультанта в области профориентации

Никто не может знать вас лучше, чем вы сами. Специалисты всего лишь дают рекомендации в выборе профессии, а также помогают продвинуться вперед во время принятия решения. Используйте эти рекомендации, но решение принимайте с самостоятельно с учетом всех факторов.

Зарабатывать на жизнь, занимаясь тем что вам нравится – это реально

Определяясь с делом всей своей жизни, лучше выбирать именно такую сферу, которая будет связана с вашими увлечениями

При выборе профессии не стоит ориентироваться на прогнозы и обзоры «Самые лучшие специальности»

Специальность, востребованная сегодня, не обязательно будет хорошо востребована в будущем. При выборе профессии лучше принимать в расчет исключительно собственные ценности, навыки и интересы.

Не ориентируйтесь исключительно на высокую заработную плату

Если работа вам нравится, и вы увлечены своим дело, то обычно это приводит к высоким доходам. И, наоборот, скорее всего вы не сможете добиться больших успехов и доходов, занимаясь деятельностью, которая вам совершенно неинтересна.

Помните, что вы не обязательно выбираете профессию навечно.

Немногие люди выбирают сразу же дело по душе на всю жизнь. Если вы когда-нибудь поймете, что выбранная вами профессия не подходит вам и работа не приносит удовлетворения, то у вас всегда будет возможность изменить род своих занятий. Например, освоить смежную профессию либо получить образование совсем в другой области.

Не идите безоглядно по стопам родителей, родственников, друзей.

Не забывайте, что у вас свои собственные интересы и стремления. И если какой-либо ваш родственник успешен в своей профессии и увлечен своей работой, это не означает, что вы в ней также будете успешны и счастливы.

Не спешите с выбором

Если совсем не можете определиться с выбором возможно стоит подождать с обучением какое-то время и разобраться в себе. За это время вы можете работать и пробовать все возможные занятия без специального образования в различных сферах.

Постоянно развивайтесь и двигайтесь вперед в выбранном направлении

Выбор профессии - это только первый шаг на пути к успеху. Когда вы определитесь со сферой деятельности – не останавливайтесь, двигайтесь дальше План по развитию карьеры - это дорожная карта, ведущая вас с момента выбора специальности, до становления квалифицированным работником в выбранной области, до достижения поставленных вами долгосрочных карьерных целей.

Частые ошибки при выборе профессии выпускниками школ

Внешняя привлекательность профессии

За внешней привлекательность профессии может скрываться тяжелая работа и рутина ежедневных дел, которая может быть вам неинтересна. Учтите также, что не всем дано стать звездами. Не забывайте трезво оценивать свои способности и возможности. Мода на профессии также проходит, профессии престижные сегодня, возможно завтра уже не будут пользоваться спросом

Давление родителей

Не принимайте решения о выборе профессии под давлением родительского авторитета, мечты ваших родителей- это не ваши мечты. Прислушиваться к мнению родителей нужно, но выбрать профессию важно самостоятельно.

Несерьезный подход

Многие старшеклассники так и не определились со своими желаниями к моменту окончания школы. Поэтому часто выпускники готовы поступать в учебные заведения, просто за компанию или куда скажут родители. Некоторые выбирают учебные заведения в которые проще всего поступить, кому-то вообще все равно – главное, чтобы поближе к дому.Если вы не готовы серьезно подойти к выбору будущей профессии – то это не самое лучшее начало успешной жизни.

Подросткам свойственно подражать своим кумирам - музыкантам, спортсменам, актерам, политикам, бизнесменам. Пытаясь подражать своему идеалу легко ошибиться, и выбрать специальность, которая никак не соответствует вашим способностям.

Необъективная оценка своих способностей

Объективно оценить свои способности очень трудно. но важно. Также важно знать свои физические особенности и состояние здоровья, потому что это может быть важно для некоторых профессий (например: военные, летчики, стюардессы и т.д)

Полезные советы родителям от психологов при выборе профессии их детьми

Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок.
Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения - на каждом из них можно заработать.

Слушайте своего ребенка.
Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью. Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, что это может стать настоящей профессией, которая может приносить доход.

Ставьте себя на место подростка.
Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.

Дискутируйте.
Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

ВИДЕО

Кем стать: как школьнику выбрать профессию?

Хедхантер Алёна Владимирская рассказывает, как выбрать профессию из нескольких увлечений, в каких сферах можно работать удалённо и как получить опыт работы за границей.

Курс «Профориентации подростков» от «Антирабства».

Программа профориентации подростков из трех этапов
01Полноценная диагностика
02Долгосрочное планирование карьеры
03Составление карьерной карты

Как выбрать профессию? 3 простых совета

О выборе профессии и специальности на видеоканале Ozgud Filding lll

Как определиться с выбором профессии?

Советы по выбору профессии для подростков на канале блогера Юлии Никольской

Кем стать? На кого пойти учиться??

О выборе профессии на канале блогера Anastacia Kay

Экономика. Кем стать? Какую профессию выбрать?

О выборе профессии в экономической сфере на видеоканале "Оксфорд Гарвард"

Кем быть? 6 стереотипов о выборе профессии. Подросток и будущая профессия

Как помочь ребенку выбрать профессию на видеоканале "Family is... Советы для Родителей"
Психолог Марина Романенко рассказывает, что вы, как родители, можете сделать, чтоб ваш ребенок нашел свое призвание и от каких стереотипов о выборе профессии стоит отказаться.

Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, родителям необходимо знать, как именно они могут подтолкнуть ребенка к тому или иному решению.

Ведь иногда очень сложно понять, где заканчивается забота и начинается навязывание своего мнения.

Мы поможем досконально разобраться в этом вопросе. Также статья будет полезна и школьникам старших классов, еще не решившим, чем они хотят .


Почему важно выбирать профессию заранее

Прежде всего необходимо понимать, что работа - это неотъемлемая часть жизни каждого человека, но не первостепенное.

Поскольку в среднем каждый житель планеты тратит на работу без малого 40–50 часов в неделю, важно подобрать себе такое дело, которое не будет вызывать дискомфорта, внутреннего противоречия и отторжения.

На чем же должен основываться выбор ?

Почему необходимо определиться с профессией

Очень часто от старшеклассников можно услышать: «Куда мне торопиться? Никто из моих друзей еще не выбрал универ. Вот закончу школу, и все решу».

К сожалению, это в корне неверный подход. Конечно, никто не заставляет еще в восьмом классе выбирать будущий колледж или даже ВУЗ, но задуматься о будущем необходимо заранее.


Определиться с профессией всегда не просто

Все дело в том, что выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, складываться из сонма различных интересов и личных достижений.

Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, талантов и навыков, то у подростка не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Родителям необходимо помочь, а не препятствовать воле детей. Но об этом мы поговорим немного позже.

Важно понимать, что работа - это не обязательно дело всей жизни.

Но она должна быть направлена на развитие качеств личности, а не на зарабатывание денег или потакание чужим прихотям.

Совет: не стоит забывать, что любое занятие накладывает отпечаток на личность. Учитывайте это при выборе специализации.


Разбираемся, как определиться с выбором профессии подростку

На что нужно обращать внимание перед выбором будущей работы:

  1. Любимые занятия
  2. Творческие навыки
  3. Сфера углубленного интереса
  4. Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

Если сложно вычленить одно из множества равноценных, необходимо отделить занятия для формирования будущего от хобби.

Принципиальные отличия работы от хобби

Решив определиться с профессией, каждый подросток должен понимать одну простую истину: работа не является хобби.

На первый взгляд, ничего нового в этом утверждении нет, но множество юношей и девушек по всему миру совершают эту ошибку - выбирают профессию исходя исключительно из своих увлечений. Приведем пример.

Ребенок любит животных, ему нравится о них заботиться. На основе одного этого факта он выбирает профессию ветеринара, не учитывая особенностей этой медицинской специализации.

А потом разочаровывается, оказавшись не с любимыми животными, а в пыльных аудиториях с учебниками по анатомии и на далеких от романтизма клинических практиках.

Совет: если ребенку нравится ухаживать за животными, устройте его волонтером в зоопарк. Тогда он сможет определиться: хобби это или желание связать с подобной работой жизнь.


Чтобы отличить увлечение от чего-то более серьезного, можно использовать различные кружки и дополнительные занятия.

То есть чтобы научиться рисовать, не обязательно становиться дизайнером, а при желании стать модельером сперва стоит записаться на курсы кройки и шитья.

Итак, попробуем сформировать список предложений о том, как отличить хобби от работы, которые помогут подростку определиться с будущей профессией:

  1. Понять, насколько сильно вы любите то, чем хотели бы заниматься
  2. Прочесть специализированную литературу о профессии
  3. Записаться на сопряженные с профессией курсы
  4. Сходить на несколько открытых лекций по специализации в университет

На самом деле, последний пункт отлично подходит и для тех, кто уже твердо обозначил свое будущее занятие.

Чаще всего студенты бросают учебу именно на первом курсе, поскольку она кардинально отличается от их ожиданий.

Методы выбора профессии

После того как все хобби были отделены от желаемой специальности, необходимо провести дополнительные тесты, чтобы определить насколько подростку подходит выбранная профессия.

Существует много способов, которые позволяют быстро и доступно выяснить, в какой области можно себя реализовать. Мы расскажем о наиболее оптимальных.


Помощь профориентолога

Существует множество центров, предоставляющих консультации по профессиональному ориентированию для подростков.

Можно выбрать как платные, так и бесплатные услуги. Специалист проведет серию тестов и определит наиболее подходящую профессию.

Совет: следует выбрать центр тщательно, иногда платные консультанты проводят только поверхностное оценивание.

Консультация состоит из нескольких этапов:

  1. Тестирование
  2. Оценка способностей и увлечений
  3. Беседа по результатам

После консультации ребенок получает на руки результаты тестов, которые затем может обсудить с родителями.


Обычно специалисты максимально подробно рассказывают обо всех особенностях и возможностях подходящей профессии.

Тесты в интернете

Если поблизости нет хорошего центра профориентации, можно провести тесты своими силами.

Чтобы узнать, как подростку определиться с выбором профессии, следует поискать сайты с бесплатными онлайн-тестами.

5+ самых популярных среди них:

  1. Тест на профориентацию Дж. Холланда. Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.
  2. Методика О.Ф. Потемкиной для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.
  3. Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климовой. Помогает разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
  4. Карта интересов А.Е. Голомштока позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.
  5. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши. Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты довольно точно позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем.

Для получения максимально точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

Не следует пренебрегать помощью окружающих. Задавая всем вопрос о том, как они определились с выбором профессии, можно узнать много нового и интересного.


Очень часто окружающих позволяют подростку сформировать свое собственное мнение.

И если взрослые будут терпеливы, честны и внимательны, то в будущем ребенок сможет реализовать себя в деле, которое ему действительно нравится.

Ведь гораздо сложнее искать свою дорогу в жизни, будучи уже состоявшейся личностью, которая не получила поддержки в столь трудном возрасте.

Контроль или забота: чем могут помочь родители

Советы и помощь родителей необходимы каждому ребенку.

И здесь очень важно вовремя отделить собственные желания и нереализованные стремления от того, что будет нужным и правильным для юного человека.

В противном случае вы рискуете не только испортить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет вашего сына или дочери, но и создать бессмысленный конфликт.


Не стоит заставлять ребенка выбирать профессию силой

Конечно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок получил достойное образование, хорошо зарабатывал и получил все, о чем некогда мечтали вы сами.

И это первая и фатальная ошибка всех пап и мам.

Будьте честны перед самими собой и вспомните, как повлияли ваши собственные родители на выбор вашей профессии?

Помогло ли вам их решение? Стали ли вы счастливым? своей жизнью?

Психологи умоляют родителей прислушаться к нескольким полезным советам:

  1. Не ставьте детей перед выбором: любимое дело или заработок. Чем бы не увлекался подросток, какими бы бессмысленными и глупыми не казались вам его увлечения - на каждом из них можно заработать. Если ребенок увлекается компьютерными играми, расскажите ему о турнирах профессиональных игроков, работе обзорщика игр или даже профессионального разработчика. Все эти занятия оплачиваются в современном мире очень хорошо.
  2. Слушайте своего ребенка. Нередко дети сами не знают, что уже определились с будущей специальностью. Так, они могут рисовать все свободное время, совершенствовать свои навыки, изучать литературу и посещать занятия по рисованию, даже не задумываясь о том, как много может зарабатывать профессиональный художник, окончивший соответствующее училище или институт.
  3. Ставьте себя на место подростка. Никогда не забывайте о том, что вы стали самостоятельным человеком только потому, что учились на собственных ошибках. Уберегать от промахов - это нормально. Но вы не проживете за ребенка его жизнь. Поддерживайте его начинания и утешайте во время неудач.
  4. Дискутируйте. Позвольте ребенку аргументированно доказать, что его выбор взвешенный и обоснованный. Подобная дискуссия (не ссора!) позволит вам увидеть, насколько трезво он оценивает свои перспективы и готов ли он трудиться.

Помните, что более всего от вас требуется понимание

Однако, очень часто родители забывают простые истины и руководствуются только собственными соображениями и представлениями. Ребенок - это не вы, не ваша собственность.

Каждый человек является отдельной самостоятельной личностью, интересы которой необходимо уважать.

Помощь в нестандартных ситуациях

Гораздо сложнее приходится родителям, дети которых вынуждены испытывать трудности с определением будущей специальности из-за физических проблем.

Как помочь определиться с будущей профессией подростку, который получил инвалидность 1 или 2 группы? И что в этой ситуации могут сделать родители?

Первое, что нужно помнить и ребенку и родителям - инвалидность не является приговором.

Существует более ста профессий, которые могут освоить дети с проблемами. В зависимости от возможностей, предпочтений и стремлений, можно выбрать сразу несколько направлений будущей деятельности.


Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, помочь ему преодолеть зажатость и позволить раскрыть весь творческий потенциал.

Это трудный и сложный процесс, но все усилия, направленные на поддержку подростка, с лихвой компенсируются его счастливым и полноценным будущим.

Совет: обязательно проконсультируйтесь с психологом и вместе пройдите курсы профессиональной ориентации. Это покажет ребенку, что он не останется один на один со своей проблемой.

Не менее полезным будет общение с родителями, которые уже преодолели подобные трудности.

Прочтите соответствующую литературу, проявите инициативу.

Самым главным для каждого подростка является возможность опереться на родителей, получить поддержку и помощь, без лишних комментарий и осуждения.

Ваша основная задача - помочь ребенку стать максимально счастливым, реализовать себя и добиться всего, что он захочет.

Стоит приложить немного усилий - и у вас все получится!

Мы подобрали для вас полезное видео, которое подскажет, как подростку определиться с выбором профессии:

Доброго дня всем! Те, кто давно меня читают, в курсе, что в основном я пишу на бухгалтерские темы.

Но иногда так хочется разнообразить нашу работу обычными ситуациями из жизни.

Так вот, моя мама работала сметчиком, и с самого детства она хотела, чтобы и я пошла по ее пути, но вышло наоборот.

У нас сбыла очень хорошая классная руководительница и начиная с 9-го класса, она приглашала своих знакомых из разных профессий в класс, пообщаться.

И один раз к нам пришла бухгалтер из крупной дорожной компании. Это была уверенная, грамотная и к тому же очень красивая женщина, она с таким увлечением рассказывала о своей профессии, что я невольно вдохновилось ее примером. И позже стала бухгалтером.

Думая об этом сегодня я поняла, как важно уже в школьные годы понимать о том, кем тебе хочется быть. В этой статье небольшой материал, о том, на что обратить внимание помогая ребенку определиться. И в самом конце очень интерсеный тест. Из любопытства его можно пройти даже взрослым.

Всем хорошего дня, уже близится конец недели, надеюсь у вас все дела идут по плану!

Как правильно выбрать будущую профессию

Как помочь ребенку выбрать профессию. Когда начинать?

Помогать ребенку с выбором профессии надо еще до рождения их родителей. Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов. И как хорошо, когда в юношеском возрасте щкольник может выбрать профессию по душе.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок — это не я сам. Ребенок — другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его? А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать – он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, – это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке. Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Прямое.

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями – анализ и строительство структуры. И что же это за профессия может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить.

Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино.

И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь – узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый. Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии, чтобы определиться с будущей профессией. Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители школьников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Источник: http://www.profguide.ru/article/kak_pomoch_rebenku_vibrat_professiu.html

Как выбрать профессию для школьников

Решать вопросы выбора профессии нынешним школьникам приходится очень рано. Уже после 9 класса нужно определиться, продолжить обучение в школе или идти получать профессию в колледж (училище, техникум). Да и старшие классы во многих школах уже специализированы.

Вопрос выбора профессии, тем не менее, очень непростой.

Нужно учесть все факторы:

  • способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
  • склонности и интересы;
  • требования различных профессий к личности;
  • востребованность профессий на рынке труда;
  • возможности получения образования по данной профессии (в том числе материальные возможности семьи).

Только на стыке всех этих факторов можно сделать осознанный и правильный выбор.

Очень важно, чтобы этот выбор был личным выбором ребенка. Только тогда, каким бы он ни был, ребенок будет нести за него ответственность.

Чем же могут помочь родители?

1. Информация

Родители как взрослые люди обладают опытом профессиональной деятельности и объективной информацией о многих профессиях, состоянии рынка труда.

Кроме того, вы можете помочь ребенку с поисками интересующей его информации - книги, поиск в интернете, знакомство подростка с представителями интересующих его профессий, поиск хороших тестов для профориентации и специалистов-профконсультантов.

2. «Профессиональные пробы»

Очень важный механизм профессиональной ориентации - «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции.

Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул.

Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

3. Обсуждение

Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней.

Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?».

Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов.

Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее.

Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг - к анализу возможностей.

Если ваш ребенок никак не может определиться, будет полезна помощь психолога-профконсультанта. Специальные тесты, профориентационные игры, консультации - все это может помочь сделать правильный выбор! Евгения Лепешова, психолог

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/30445/

Тест как выбрать профессию по душе

Тест по методике Климова. Выбор профессии.

Вариант теста по профориентации. Для каждого человека в силу его индивидуальных качеств подходят определенные профессии.

Определить склонность к виду деятельности и выбрать профессию можно, пройдя тест.

Инструкция к тесту:

1) возьмите чистый лист бумаги и сделайте пять колонок:

  • I — «человек — природа»,
  • II — «человек — техника»,
  • III — «человек — знаковая система»,
  • IV — «человек — художественный образ»,
  • V — «человек — человек»;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами).

Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (II-1).

Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек — техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок.

Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) — неподходящим профессиям.

Максимальное число баллов в каждом столбце 8.

Тестовый материал

  • Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
  • Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
  • Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
  • Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1).
  • Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
  • Охотно помогаю другим людям по уходу за животными и растениями (I-1).
  • Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
  • Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
  • То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей или других людей (II-2).
  • Даже незнакомые люди считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
  • Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
  • Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
  • Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
  • Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).
  • Легко улаживаю разногласия между друзьями или другими людьми (V-2).
  • Люди считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
  • Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
  • Люди считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
  • Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
  • Я почти никогда ни с кем не ссорюсь (V-1).
  • Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди (II-1).
  • Без особого труда усваиваю иностранные языки (III-1).
  • Мне часто случается помогать даже незнакомым людям (V-2).
  • Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. (IV-1).
  • Могу влиять на ход развития растений и животных (I-2).
  • Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов (II-1).
  • Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения (V-1).
  • Охотно наблюдаю за растениями или животными (I-1).
  • Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику (III-1).
  • Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.(IV-1).

Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа».

Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа»

.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.
  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника».

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);
  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система».

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек — знаковая система».

Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности;
  • развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память;
  • наглядно-образное мышление;
  • творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Классификация профессий

Человек-человек

Профессии: Няня, дефектолог, воспитатель, вожатый, методист, преподаватель, тренер, врач, милиционер, адвокат, прокурор, судья, юрисконсульт, администратор торгового зала, гид-переводчик, культорганизатор, экскурсовод, бармен, бортпроводник, буфетчик, гардеробщик, горничная, кассир, контролер сберкассы, официант, парикмахер, повар, приемщик ателье, продавец, проводник, приемщик заказов, регистратор, социальный работник, телефонистка, швейцар, мастер участка, цеха, секретарь, предприниматель, организатор малого бизнеса, менеджер, журналист, корреспондент, психолог, следователь, социолог

Человек-техника

Профессии: Испытатель электромашин, кабельщик, машинисты, обмотчик электромоторов, сборщик электромашин, слесарь КИП и А, термообработчик проводов и кабелей, электрик, электромонтер, электромеханик, инженер, монтажник, оператор процессов, сборщик микросхем, слесари, радиоинженер-схемотехник, радиоинженер-тополог, инженер электросвязи, аппаратчик, бурильщик скважин, вышкомонтажник, газосварщик, газорезчик, моторист, трубоукладчик, арматурщик, бетонщик, взрывник, каменщик, кровельщик, маляр, отделочник, плотник, стекольщик, столяр, штукатур, шлифовщик, жестянщик, литейщик металлов и сплавов, модельщик выплавляемых изделий, строгальщик, термист, формовщик машинной и ручной формовки, наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик станков и КИП, токарь, фрезеровщик, формовщик, осмотрщик вагонов, техник-путеец железнодорожных путей, техник-электрик, водитель, матрос, моторист-рулевой, судовой электромеханик, судоводитель, авиамеханик, авиационный техник, бортрадист, техник-механик, бортинженер, пилот, вязальщица, обувщик, часовщик, швея

Человек-природа

Профессии: Агроном, обработчик-сортировщик овощей, обработка соков, овощевод, озеленитель, оператор по очистке, сушке, буртованию зерна, садовод, семеновод, ботаник, геоботаник, физиолог растений, ветеринарный фельдшер, зверовод, кроликовод, оператор животноводческих комплексов, оператор машинного доения, оператор кормоцехов, оператор птицефабрик, охотовед, пчеловод, рыбовод, тренер лошадей, чабан, гидробиолог, дрессировщик, зоотехник, зооинженер, зоолог, энтомолог, ихтиолог, биохимик, вирусолог, генетик, микробиолог, физиолог, цитолог, эколог, эмбриолог, лесник, садовник, наладчик с/х машин и тракторов, тракторист-машинист, мастер орошения, агрометеоролог, климатолог, метеоролог, рыбовод, гидролог, ихтиолог, океанолог, взрывник, замерщик, маркшейдер, техник-топограф, ботаникогеограф, геоморфолог, горный инженер, физикогеограф, аппаратчик по производству муки, вальцовщик, дозаторщик, машинист зернопогрузочных машин, тестовод, пекарь, прессовщик полуфабриката макаронных изделий, машинист поточной автоматической линии, мастер цельномолочной и кисломолочной продукции, маслодел-мастер, сыродел-мастер, аппаратчик производства пищевых продуктов, формовщик колбасных изделий, обжарщик колбасных изделий, варщик колбасных изделий, коптильщик колбасных изделий, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза, аппаратчик нейтрализации, оператор выращивания дрожжей, техник микробиологического производства, инженер-технолог

Человек-знаковая система

Профессии: Библиотекарь, делопроизводитель, корректор, машинистка, наборщик, паспортист, почтальон, радиооператор, стенографистка, архивариус, библиограф, востоковед, историк, лингвист, нотариус, патентовед, переводчик, философ, банковский служащий, изготовитель трафаретов и плат, кассир, лаборант, оператор связи, печатник, табельщик, таксировщик, учетчик, агент по ценным бумагам, астроном, аудитор, брокер, бухгалтер, математик, метролог, налоговый инспектор, провизор, статистик, стандартизатор, фармацевт, физик, финансовый инспектор, химик, экономист, аэрофотосъемщик, дефектоскопист, диспетчер управления движением, чертежник, штурман, картограф, конструктор, маркшейдер, оператор ЭВМ, техник ЭВМ, инженер-программист, инженер-технолог АСУ, математик-программист, программист WEB-сайтов

Человек-искусство

Профессии: Артист, вокалист, дирижер, искусствовед, киновед, режиссер, композитор, концертмейстер, музыкант, музыкант-педагог, художник, декоратор-оформитель, маляр, лепщик, архитектор, дизайнер, реставратор, скульптор, вышивальщица, гравер, закройщик, кондитер, косметолог, кулинар, кружевница, парикмахер, портной, скорняк, гончар, стеклодув, витражист, резчик по дереву, ювелир, эмальер, печатник, наборщик, фотограф, ретушер, модельер