Цена: БЕСПЛАТНО

    Судебная практика Сибири по вопросам применения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе: правовые позиции Арбитражных судов Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского округов за 2018 г. -2019 гг.

    В 2017 году Верховным Судом РФ был опубликован «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). После публикации указанного обзора...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР: Критерии рассмотрения и оценки заявок в рамках Закона № 223-ФЗ.

    При подготовке закупочной документации заказчики прописывают отборочные критерии (требования к участникам закупки). О том, что это, какие виды и назначения бывают расскажет Виктор Дон на вебинаре. Слушатели ознакомятся с документами, которые требуются к представлению в составе заявки и узнают...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Обзор наиболее значимых изменений Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в начале 2019 г.

    В ходе вебинара будут рассмотрены основные изменения 44-ФЗ для заказчиков и поставщиков. Спикер расскажет о том, что изменилось в части осуществления закупок и...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Введение уголовной ответственности за нарушения законодательства РФ о контрактной системе. Антикоррупционные требования к специалистам в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Группа торговых площадок ОТС.ru и Информационный портал закупок приглашают вас принять участие в БЕСПЛАТНОМ вебинаре " Введение уголовной ответственности за нарушения законодательства РФ о контрактной системе. Антикоррупционные требования к специалистам в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В ходе вебинара будут рассмотрены вопросы возникновения уголовной ответственности специалистов за коррупционные правонарушения в сфере закупок для...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Обзор способов закупок в новой редакции 223-ФЗ.

    В ходе вебинара будут рассмотрены способы закупок в соответствии с положениями 223-ФЗ. Слушатели узнают о требованиях к содержанию извещения, докумен...

    Цена: 0.00

    БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР: Изменения порядка применения национального режима по Закону № 44-ФЗ.

    Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в нашем бесплатном вебинаре, посвященном изменениям в применении национального режима в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрак...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Обзор изменений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), действующих с 31.12.2017 г. и с 01.01.2018 г.

    Уважаемые коллеги, приглашаем вас на первый в 2018 году обзор изменений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), спикером которого будет Дон Виктор Викторович.

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Особенности проведения закупок среди участников из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках 223-ФЗ. Новые требования законодательства.

    Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, которое вступило в силу с 01.07.2017, внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1352, предусмотрев...

    Цена: 0.00

    Бесплатный вебинар: Обзор наиболее значимых изменений в практике применения Закона № 44-ФЗ в 2017 г.

    15 декабря 2017 года, состоится вебинар "Обзор наиболее значимых изменений в практике применения Закона № 44-ФЗ в 2017 году".

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Изменения в правилах и практике заключения и изменения контрактов в 2017 году, о которых обязан знать любой специалист по закупкам в рамках 44-ФЗ.

    2 ноября 2017 года, юрист-практик и эксперт в сфере закупок Дон Виктор Викторович, в рамках проводимого вебинара расскажет слушателям о важных именениях в правилах и практике заключения и зменения контрактов в 2017 году, о которых...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Обзор наиболее значимых изменений в практике применения Закона № 223-ФЗ о закупках по итогам текущего периода 2017 г.

    Вебинар состоится 27 октября 2017 года. Практикующий юрист и эксперт в сфере закупок, Дон Виктор Викторович поведает о наиболее важных изменениях в Законе №223-ФЗ и их практическом...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Как государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям продать закреплённое за ними государственное или муниципальное имущество?

    6 сентября 2017 года в 10.00 по Москве начнется вебинар, вести который будет Дон Виктор Викторович, юрист-практик, эксперт в сфере закупок.

    Цена: 2500 рублей

    ВЕБИНАР: Неизвестные аспекты применения 44-ФЗ в части установления требований к маркировке товара.

    28 июля 2017 года в 10.00 по Москве состоится видеовстреча с Дон Виктором Викторовичем, который расскажет слушателям о неизвестных аспектах применения Закона №44-ФЗ в...

    Цена: 2500 рублей

    ВЕБИНАР: Особенности применения ФЗ № 372 в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ №615.

    21 июля 2017 года АНО ДПО "Бальтийский институт развития и подготовки персонала" проводит видеовстречу с Дон Виктором Викторовичем, где вы сможете узнать об...

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Запись вебинара от 21.02.2017 "Правила описания объекта закупки и конкретные показатели товара указываемые участниками закупок в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.

    Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию запись вебинара от 21.02.2017 "Правила описания объекта закупки и конкретные показатели товара указываемые участниками закупок в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе: наиболее интересные случаи из судебной и административной практики", организованного АНО ДПО "Балтийский институт развития и подготовки персонала" и Информационным порталом закупок сайт.

    Цена: БЕСПЛАТНО

    Запись вебинара: Как заказчику проверить достоверность информации, предоставленной в составе заявки участником закупки: что должен знать каждый квалифицированный специалист в сфере закупок со стороны заказчика (44-ФЗ, 223-ФЗ).

    Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию видеозапись вебинара от 20.02.2017 г. "Как заказчику проверить достоверность информации, предоставленной в составе заявки участником закупки: что должен знать каждый квалифицированный специалист в сфере закупок со стороны заказчика (44-ФЗ, 223-ФЗ)".

    Цена: БЕСПЛАТНО

    БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР: Как заказчику проверить достоверность информации, предоставленной в составе заявки участником закупки: что должен знать каждый квалифицированный специалист в сфере закупок со стороны заказчика (44-ФЗ, 223-ФЗ).

    Вебинар пройдет в понедельник 20 февраля 2017 года в 10.00 по МСК. Материал читает Дон Виктор Викторович - эксперт в сфере закупок, юрист-практик. Участие в вебинаре БЕСПЛАТНОЕ!

    Цена: БЕСПЛАТНО

    В пятницу 17 фервраля 2017 года на площадке webinar.ru будет проведен БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР, в 14.00 по МСК, материал читает Дон Виктор Викторович - эксперт в сфере закупок, юрист-практик.

    Цена: бесплатно

    Запись бесплатного вебинара: «Обзор изменений законодательства в сфере закупок (223-ФЗ)».

    Представляем вам запись бесплатного вебинара: «Обзор изменений законодательства в сфере закупок (223-ФЗ)».

    Цена: БЕСПЛАТНО

    БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО 223-ФЗ: «Обзор изменений законодательства в сфере закупок (223-ФЗ)».

    Было много вопросов о том, какие изменения у нас вступили в силу, кого они касаются и как их применять. Мы не могли не отреагировать. И вот 26 января 2017 года в 10:00 по московскому времени мы приглашаем Вас на наше мероприятие — бесплатный вебинар «Обзор изменений законодательства в сфере закупок (223-ФЗ)».

    Цена: бесплатно

», которые пройдут во второй половине сентября, можно будет получить общую информацию о том, как сейчас проводятся электронные закупки, а также узнать о том, как участвовать в тендерах без финансовых вложений. Чтобы посмотреть вебинары, достаточно пройти процедуру регистрации.

14 сентября в 10:00 (время московское)

Слушатели вебинара получат ответы на актуальные вопросы о финансовых инструментах, которые помогают участвовать и побеждать в тендерах. В частности, речь пойдет о том, где взять деньги для исполнения контракта, как получить тендерный заем и что такое госфакторинг. Участники вебинара также смогут узнать о типичных ошибках заказчиков и участников на различных этапах торгов.

26 сентября в 10:00 (время московское)

Согласно последним изменениям, внесенным в Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ , все закупки должны проходить в электронной форме. Также законодатели ввели новые формы электронных торгов (закупки с ограниченным участием и двухэтапные аукционы, которые позволят заказчикам вводить дополнительные требования к поставщикам). При этом все заявки должны подаваться и рассматриваться исключительно через электронные площадки (ЭП). О том, как это сделать правильно, будет рассказано на вебинаре 26 сентября. Слушатели лекции получат общую информацию об электронном контракте, узнают о регламенте его заключения, а также о том, какие существуют варианты электронных торгов.

Коротко об изменениях в госзакупках

Когда приходит проверка, заказчику не всегда удается доказать, что он совершил определенные действия ненамеренно. Проверяющий орган всегда думает, что намерения были недобрые.

С 1 января введен в эксплуатацию официальный сайт Единой информационной системы госзакупок. Появилось понятие «нормирование». Также внесены изменения в порядок формирования и размещения планов-графиков, введены новые обязанности работников контрактных служб, антикризисные меры в сфере госзакупок продлены на 2016 год.

Были внесены изменения в классификаторы. Когда функциональный заказчик планирует закупку, он должен учитывать допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ и услуг, поставляемых иностранцами. Это нужно обязательно брать во внимание, так как система мониторинга деятельности государственных заказчиков существует и работает. Так как не хватает контролеров, отслеживание нарушений происходит по жалобам и проверкам.

Новые правила нормирования вступили в силу в 2016 году и уже применяются. Следует помнить, что контрактный управляющий (служащий) отвечает за весь процесс закупки:

  1. разрабатывает план закупок, осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок, размещает в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения;
  2. разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
  3. осуществляет подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

Важно понимать, что если готовится закупка, то и должно быть ее обоснование. Статья 18 всегда говорила об этом, но не было формы, как именно нужно это осуществлять. Действительно, в соответствии с 44-ФЗ нормирование вступает в силу с января 2017 года. Поэтому, несмотря на то, что юридической силы нет, обоснование нужно делать уже сейчас.

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст.13 (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, законам субъектов РФ, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальным правовым актам), а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Ограничение конкуренции всегда существует и в обосновании нужно грамотно прописать. Ведь купить можно все, что угодно с хорошим обоснованием. Постановление Правительства №555 содержит форму обоснования. В настоящее время обоснование можно держать в документации компании. Пакет обоснований является историей взаимодействия, хотя прямого отношения к плану-графику не имеет. Это Постановление не ограничивается само собой: нормативные акты могут выдавать субъекты и другие органы. Использовав обоснование, можно быть готовым к его вступлению в юридическую силу. С точки зрения формальной логики, краткое обоснование необходимо делать на все. Формирование обоснования под единственный источник полезно всегда. Контролер при проверке всегда обращает внимание на неконкурентные процедуры. К примеру, не аукцион, а единственный поставщик до 100 000 рублей.

Постановление №555 относится не только к планированию, но и к обоснованию. Формы и требования на размещение прописаны именно там. Если говорить о нормативных требованиях, то оно предусматривает формы содержания плана закупки и плана-графика. Это требование, которое записано в Постановлении. Но к этому можно применять свою законодательную базу. Обоснование может быть представлено в свободной форме, но специалисты придают этому профессиональный вид. С 2017 года форма обоснования тоже будет в структурированном виде и взаимосвязана с планом-графиком и планом закупки.

Постановление №555 содержит один нюанс:

В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Существуют закупки до 100 000 рублей, 400 000 рублей (командировки сотрудников, оказание преподавательских услуг физическим лицом).

Что это значит? Многие заказчики делают обоснование одной строчкой, так как 44-ФЗ не требует большего. Именно эти 4 вида закупок требуют заполнения на один год. То есть, при изменении объемов финансирования нужно будет вносить изменения и корректировать обоснование. Это не составит труда, так как план-график можно изменять много раз. Вопрос в его согласовании и утверждении. Вопрос здесь только технический.

Ответственность

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с 44-ФЗ. По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч.4,5 ст.18 44-ФЗ).

В случае признания планируемой закупки необоснованной, органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (органы внутреннего государственного (муниципального), финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном КоАП.

Этот механизм как обоснование будет использоваться только с 2017 года, но наказание уже существует.

Определение начальной (максимальной) цены контракта

Работники контрактных служб, контрактные управляющие могут при применении и обосновании Н(М)ЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации, полученной в результате размещения запросов цен товаров, работ (услуг) в ЕИС.

То есть работникам контрактных служб, контрактным управляющим можно не направлять запросы о предоставлении ценовой информации в адрес потенциальных поставщиков, а размещать такие запросы непосредственно в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/epz/pricereq/search/quick/result.html {ч.5 ст.22 44-ФЗ}

Пока на официальном сайте есть кнопка «Разместить запрос на формирование цены». В соответствии с методическими рекомендациями запросы направляются заказчиком не менее чем 5 поставщикам, но использовать можно не менее 3-х ответов. С помощью полученных данных формируется цена контракта. Как правило, заказчик отправляет запросы поставщикам, с которыми он уже работал. Может быть проблема: если этот инструментарий будет работать только в стиле 44-ФЗ, то на переходном этапе на запросы может не быть ответов. Необходимо говорить поставщикам, что такие запросы необходимо отслеживать. Важно то, что если будет доказано, что заказчик общался с поставщиками в таком русле, то это могут расценить как сговор.

Планирование

Ранее ситуация с планированием обстояла иначе: размещались планы-графики в виде таблиц, иногда размещались сканы с утверждением руководителя, проверяющие это смотрели. Но сегодня идет тенденция к структурированию, ужесточению и формированию потребности каждого заказчика. Отслеживание заказчиков идет на этапах планирования и исполнения контрактов.

Сейчас при планировании закупок ТРУ для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в 2016 году необходимо руководствоваться совместными приказами Минэкономразвития России и Федерального казначейства:

  • а) приказ Минэкономразвития России №761, Казначейства России №20н от 27.12.2011 (ред. от 10.06.2013) «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2012 №23186);
  • б) приказ Минэкономразвития России №182, Казначейства России №7н от 31.03.2015 (ред. от 03.11.2015) «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 — 2016 годы» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 №37186).

Планы-графики сейчас размещаются в ЕИС только в структурированном виде. Разместить их в ином виде технически невозможно. Федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы и федеральные казенные учреждения размещают планы-графики иначе («Электронный бюджет»). Если заказчик не относится к это категории, то правила едины: только структурированный вид. В будущем 44-ФЗ, ЕИС, возможно, сольются с «Электронным бюджетом». Также известно, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год, КОСГУ не применяется.

Было письмо Минэкономразвития, в соответствии с которым если закупка проводится в форме электронного аукциона, то и контракт должен заключаться в электронном виде. При этом никаких бумаг подписывать нельзя.

Теперь при планировании используются новые классификаторы.

В соответствии с изменениями статьи 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации РФ, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Если при формировании плана-графика неправильно указываются коды расходов и доходов, то за этим следует наказание. Бухгалтеры должны очень точно указывать эти коды.

При составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется. Поэтому код КОСГУ не включается более в бюджетные классификаторы доходов, расходов и источников. Существуют определённые таблицы с кодами, они связаны с доходами и расходами бухгалтерии. Они могут не прямо совпадать с потребностями, но с точки зрения системы они подходят.

2015 - 2017 - это переходные годы. Есть завершающиеся контракты. Как быть с монополистами и контрактами на один год? Какие коды указывать? Неофициальная позиция государственных органов говорит о том, что необходимо указывать новый КБК с цифрами «244» в формате 2016 года.

Также по каждой отдельной закупке в столбце №1 ПГ 2016 года вместо 3-х знаков КОСГУ указать 3 знака КВР (код вида расходов), а по пп.4,5, 23 в столбце №1 — 17 знаков нового КБК (в нем вместо КОСГУ надо указывать КВР), не отдельной закупкой, а общей суммой, но отдельной строкой по каждому виду.

ИКЗ (36 знаков по Пр. №422 с 01.01.2016) не указывать (на год позднее в конце 2016 года при составлении ПГ на 2017 год). ИКЗ указывается с 2017 года в контрактах, размещаемых на сайте в Реестр контрактов.

ИКЗ на сайте у каждого заказчика код закупки был разный. Сейчас он не генерируется системой. В него входит классификатор и другие коды. Когда будет классификатор, тогда будет указываться и правильный ИКЗ.

  1. Изменения в порядке бюджетной классификации: Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ в редакции приказа Минфина России от 8 июня 2015 г. №90н и Приказа Минфина России от 1 декабря 2015 г. №190н.
  2. Проанализировать сопоставительную таблицу соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам и применяемых бюджетными, автономными учреждениями. Она есть на сайте Минфина. Если план-график еще не переведен на новые рельсы, то его нужно сопоставить с планом закупки.

Планирование закупок с 1 января 2015 года

Согласно ч.1 ст.16 44-ФЗ с 01.01.2015 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • а) планов закупок (стратегия). Формируется на длительный период (3—5 лет); На этот год заказчик не формирует план закупок, он работает через план-график. Он формируется в структурированном виде. План закупок уже можно формировать на 2017 - 2020 годы. Нужно сделать так, чтобы в результате проверки план закупки соответствовал плану-графику. Также нужно, чтобы обоснования перетекали из одного в другое.
  • б) планов-графиков (тактика) — формируется только на текущий период (год).

Существует аналитический обзор нарушений законодательства за 2015 год. В нем есть разная информация. Внесено 163 представления за нарушения в размещении планов-графиков только в Хабаровском крае. Уже сейчас при формировании планов-графиков проверка может выявить нарушения. Можно внести какие-либо изменения в план-график и запустить закупку — ЕИС не сможет это запретить. ЕИС пропускает эту закупку, но проверка выявит нарушения, поэтому лучше их не допускать.

Все участники закупки со стороны заказчика (функциональный заказчик, бухгалтер) должны подавать наиболее актуальную информацию друг другу — в этом залог слаженной работы без нарушений.

План закупки и план-график - отличия

Есть требования закона, которые предписывают каждому заказчику формировать план закупки и план-график. 44-ФЗ и Постановления дают нормативные акты для формализации таких планов:

«Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

«Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

«О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»

Требования к форме планов для федеральных нужд расписаны в первых двух постановлениях. Третье Постановление говорит о муниципальных нуждах и нуждах субъектов РФ. За неразмещение плана-графика подразумевается штраф для физических и юридических лиц (50 000 и 500 000 рублей, соответственно). Штраф выписывается также за каждое нарушение. Когда формируется закупка или вносится изменение в план-график, ЕИС отмечает незнакомые слова красным цветом. При выделении таких слов заказчику проще: любой проверяющий считает, что заказчик злонамеренно допустил ошибку. Массовые ошибки увеличивают риск вывода о том, что была цель ухода от выдачи информации о закупках в поисковиках.

Если планы делаются вручную, а затем переносятся на официальный сайт, то надо помнить, что из плана-графика переносятся позиции в план закупки, но есть свои нюансы. Но разночтения в кодах должны уйти.

Цель осуществления закупки. Наименование описания объекта. Требований о том, насколько подробно нужно это описывать, в законе нет. Если подробно будет прописано в обосновании, то этого будет достаточно.

Содержание плана закупки (ч.2 ст.17 44-ФЗ) Содержание плана-графика (ч.3 ст.21 44-ФЗ)
1) идентификационный код закупки;
2) цель осуществления закупки; 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта,
  • количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,
  • планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
  • Н(М)ЦД, цена контракта, заключаемого с ед. контрагентом,
  • обоснование закупки,
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) наименование объекта и/или наименования объектов закупки и описание таких объекта и/или объектов закупки, а также объем закупаемых ТРУ; 3) доп. требования к УПЗ (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; Это требования к товарам, происходящим из иностранных государств, требования к участнику, если такие требования можно установить, а также требования по 27, 28, 29 статьям
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки; 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; 5) дата начала закупки; Когда заказчик собирается провести закупку и имеет на то основания, то если дата начала закупки откладывается, то может быть выписан формальный штраф за несоответствие плана-графика процедуре закупки.
6) обоснование закупки; Это можно писать коротко, но с 2017 года нужно будет прикладывать обоснование 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки УПЗ и обеспечения исполнения контракта; Есть процедура, где обеспечения заявки может и не быть, а есть процедуры, где она должна быть в любом случае. Это нужно помнить.
7) информация о закупках ТРУ, которые по причине их технической и/или тех. сложности, инновационного, высокотехнологичного или спец. характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования); В статье 10 44-ФЗ говорится о приоритете. Но разъяснения, что такое инновационная продукция, нет. Можно любую продукцию назвать инновационной. Но такие действия могут привести к тому, что участники могут быть несогласны с установлением конкуренции. 7) информация о применении указанного в ч.3 ст.32 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении контрагента;
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст.20 44-ФЗ. 8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст.35 44-ФЗ.

В 2016 году необходимо получить опыт заполнения обоснования. Изменения вступят в силу только с начала 2017 года. План-график на 2016 год не требует обоснования из Постановления №555, но на 2017 уже требует.

Вопросы участников

Размещено Положение по 223-ФЗ по коммунальным услугам. Можно ли потерять право работать по 223-ФЗ, если оплачивается не из бюджета?

Ответ: Право использовать тот или иной закон зависит от другого. 44-ФЗ — это бюджетные средства. Если 223-ФЗ не используется, то нужно работать по 44-ФЗ, но потерять или не потерять право невозможно. Если контракт заключен по 44-ФЗ, то поставщику все равно, с какой статьи будет происходить оплата. Не все равно будет контролеру. Этот вопрос требует размышлений.

Нужно ли делать обоснование при закупке у единственного поставщика?

Ответ: Да, этого требует статья 93. Есть исключения, но обоснование необходимо. Какое практическое различие между планом закупки и планом-графиком? План закупки — желания заказчика на ближайшие 3-5 лет. План закупки — конкретные данные о том, что покупается.

План закупок нужно сделать до 1 июля? На сколько лет?

Ответ: Да, на 3-5 лет. План закупки не соотносится с бюджетом, а план-график соотносится.

Есть ли в 44-ФЗ аналог Постановления №616?

Ответ: Нет, в 44-ФЗ в 59 статье написано, что заказчик обязан проводить электронный аукцион, если предмет закупки попадает под 2 условия:
а) можно составить четкую спецификацию,
б) когда критерием оценки является цена.

Автономное учреждение работает по 223-ФЗ, но при строительстве стадиона попадает под 44-ФЗ.

Ответ: Если капвложения — попадает. Если нет, то не попадает.

Нет сотрудников по 44-ФЗ. В статье 40 можно провести специализацию? Нужно ли назначить контрактного управляющего?

Ответ: Да, право такое есть. Насчет управляющего — вопрос сложный.

План закупок должен заполняться по лоту или каждой позиции в лотах, как в плане-графике?

Ответ: На сегодняшний момент план закупки формируется как закупка.

Добавлено 20 позиций, но вносятся изменения в план-график. Нужно ли обоснование в соответствии с Постановлением №555?

Ответ: Нет, в этом году обоснование не требуется. Но при формировании плана-графика на 2017 год обоснование будет требоваться. И при работе с планом закупок на следующие года обоснование будет требоваться.

Имеет ли право главный бухгалтер быть контрактным управляющим?

Ответ: В соответствии со стандартами, которые приняты в прошлом году, имеет. Но зачем?

Корректно ли будет в структурированном плане-графике в строке «Минимально необходимые требования» указать только фразу «В соответствии с техническим заданием»?

Ответ: С одной стороны, да. С точки зрения логики, какие-то требования лучше вписывать. Можно при этом написать: «Подробные требования могут быть указаны в техническом задании». Этим можно снять с себя опасность и проблему ограничения конкуренции.

Обязательно ли прохождение по 44-ФЗ, если да, то сколько часов?

Ответ: Стандарты были приняты в 2015 году и они предусматривают стандарт специалиста и эксперта по закупкам. Но сейчас не определен орган, кто этим занимается. Необходимо 108 часов. И этого достаточно, эта цифра является минимумом.

Бухгалтер делит бюджет: бюджетные средства проходят через 44-ФЗ, а предпринимательская деятельность проходит стороной. Как проводить закупки по предпринимательской деятельности?

Ответ: Если существует Положение о закупках в рамках предпринимательской деятельности, то эта деятельность умещается в 223-ФЗ. Если Положения нет, то покупать материалы без закупочных процедур невозможно. Это противоречит 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Может ли сотрудник быть в контрактной службе, если его стаж не проходит по стандарту?

Ответ: Да, но как будет через время — неизвестно. Но наличие любого высшего образования дает ему право работать в контрактной службе.

Как осуществить обоснование закупки в плане-графике, там же сумма одной строкой?

Ответ: Часть 3 статьи 93. Это исключение, обосновывать не надо.

Планирование госзакупок в рамках 44-ФЗ (часть 2)

Все, что говорится в данном вебинаре — это лишь точка зрения спикера на те нормативные акты в сфере госзакупок, которые существуют на сегодняшний день. Спикер может ошибаться, и это нормально, приветствуются все точки зрения.

Нормирование в сфере закупок

  1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и/или нормативных затрат на обеспечение функций гос. органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
  2. Для целей ст.19 под требованиями к закупаемым заказчиком ТРУ понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам ТРУ, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

На официальном сайте нет демо-страницы, куда можно было занести заказчика и поработать все операции в пробной версии. Но на YouTube много роликов, которые предполагают это действие. Важный момент с точки зрения планирования — это статья 19. В ней есть определенные требования к заказчикам. Сегодня существует 2 типа нормирования и 2 уровня законодательного регулирования:

Нормирование можно разделить на два вида:

  • установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ). Данный вид нормирования распространяется на всех заказчиков и отвечает на вопрос: Что можно закупать? Здесь говорится о разрешенном перечне товаров и услуг.
  • определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Данный вид нормирования распространяется только на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, их территориальные органы и подведомственные казённые учреждения и отвечает на вопрос: Сколько можно тратить на закупку? Здесь говорится о пороговом значении суммы, за которую можно закупать.

С помощью этих параметров мы можем управлять процессом. Необходимо изучить перечень и определить цену, за которую это можно купить.

Что касается законодательства, то существуют специальные акты для регулирования. Первый вид нормирования: что можно закупать? Существуют различные виды перечней ТРУ, которые можно закупать. Все эти перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 г. №927. Это будет использоваться в обосновательной части: почему именно это закупает заказчик? Также существуют стоимостные нормативы затрат, которые также нужно учитывать уже сейчас. Это можно было не учитывать в прошлом году, так как закон обратной силы не имеет. При любом изменении плана-графика нужно учитывать правила нормирования. Иначе может быть выписан административный штраф. На официальном сайте есть панель управления, там размещен раздел «Нормирование». Нужно смотреть нормативные документы по регионам, в которых осуществляются закупки.

Работа над планом закупок

Здесь деятельность регулируется ч.3 с.114 44-ФЗ, которая вступает в силу с 1 января 2017 года. Никаких сложностей по формированию обоснований нет, существуют сервисы, которые помогают это делать. Что касается сроков, есть нюанс:

  • Гос. или мун. заказчиком план закупок утверждается в течение 10 раб. дней после доведения до гос. или мун. заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и/или исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ)
  • БУ план закупок утверждается в течение 10 раб. дней после утверждения плана ФХД БУ (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

В планы закупок, формируемые в 2016 г. на 2017 г. и последующий плановый период будут включаться идентификационный код закупки (ИКЗ), определенный в соответствии со ст.23 44-ФЗ.

Утвержденный план размещается в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, исключение составляет только гостайна. То есть имеется 10 рабочих дней на утверждение, 3 дня на размещение. Дни не календарные, а рабочие.

Если заказчик работает в Exel, то закупки лучше отмечать разными цветами. Сейчас план закупки сейчас выкладывается не в структурированном виде, поэтому важно делать работу удобной.

Сроки размещения плана-графика

План-график разрабатывается ежегодно на 1 год и утверждается заказчиком в течение 10 раб. дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и/или исполнение обязательств или утверждения плана ФХД в соответствии с законодательством РФ (ч.10 ст.21 44-ФЗ).

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 раб. дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих гос. тайну (ч.15 ст.21 44-ФЗ).

Нюанс: когда план-график отдается на утверждение в ведомство, то, увы, ведомство не отвечает за согласование плана-графика. Во всех актах прописаны требования к заказчику, но не к госструктурам. Пока план-график не согласован, заказчик ничего не может сделать. Если план-график утверждает заказчик, то по закону он должен выложить его в течение 3 рабочих дней даже если он не согласован уполномоченными органами. Есть ситуации, когда план-график отправляется, но очень медленно согласовывается, в результате закупочная деятельность не может осуществляться без размещенного и утвержденного плана-графика. Если заказчик сам утверждает план-график, а орган только согласовывает, то он должен быть опубликован в ЕИС в течение 3 дней.

По требованию Постановления РФ и в ЕИС план-график выглядит не одинаково. В плане-графике есть столбцы, которые соотносятся с определенными требованиями. Существует позиция по закупке и внутри нее позиции товаров, работ и услуг. В законе указано, что могут быть многолотовые закупки, но в реальности заказчик может сделать только однолотовую закупку, но многопозиционную. Цена контракта всегда равна цене лота, так как технически возможно только это. План-график формируется в Exel, а затем переносится в ЕИС с точки зрения структурированного плана-графика. Он считается полновесным, когда подписан электронной подписью (ЭЦП).

Официальный сайт ЕИС выделяет красным слова, которые он не знает. Нужно обращать внимание на все слова, которые выделяются красным. В противном случае при публикации их использование будет расцениваться как злонамеренное введение в заблуждение.

Внесение изменений в план-график, размещенный в ЕИС, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 {кал.} дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (…), за исключением случаев, указанных в пунктах 7 и 8 Особенностей, а в случае, если в соответствии с 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (…), не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта. Срок отсчета считается со дня, следующего за датой размещение плана-графика.

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • {любое} увеличение или уменьшение Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком (…);
  • изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • изменение даты начала закупки и/или способа определения поставщика (…), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст.20 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч.4,5 ст.21 44-ФЗ.

При формировании планов-графиков необходим идентификационный код закупки (ИКЗ). Он указывается везде: в извещении и других документах процесса закупке. Вскоре действия будут отслеживаться не по номеру закупки, а по ИКЗ.

Практические последствия изменений

У заказчика резко возрастает количество бумаг, с которыми необходимо работать. Ранее нужно было сделать лишь план закупки без обоснования, нормирования и прочего. В этом году (переходный период) заказчики имеют только план закупки и план-график. Хороший тон — ввести обоснование плана закупки и плана-графика, но иметь ввиду, что единственный поставщик требует обоснования уже сейчас. Если с 1 января 2017 этого не будет, то последуют штрафные санкции.

  1. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. №1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  2. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»;
  3. Приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки».

Любые изменения плана-графика нужно вносить в изменение плана-графика с соответствующим переносом плана закупок.

Это нужно для того, чтобы соблюдалась планово-хозяйственная деятельность заказчика. Также каждая строчка плана-графика должна быть заполнена.

Новые классификаторы

В течение 2015 года были внесены изменения в ряд подзаконных актов, направленных на применение в рамках контрактной системы Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014, а именно:

  1. Постановление Правительства РФ от 09.12.2015 №1343 «О внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов»;
  2. Постановление Правительства РФ от 31.01.2015 №84 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. №656»;
  3. Постановление Правительства РФ от 21.11.2015 №1250 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг»;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2015 г. № 2590-р;
  5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 13.11.2015 №847 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2015 № 40133).

Теперь документ плана-графика для официального сайта должен содержать ОКПД2 и ОКВЭД2. При заполнении плана-графика можно искать контекстно номер ОКПД. В строке поиска забиваются слова и по ним можно найти эти классификаторы.

Есть несколько документов, которые идут вразрез этому: ПП №791, №649. Там используется ОКПД1. План-график позволяет использовать только ОКПД2. Чтобы формально соответствовать требованиям, можно в извещении указывать ОКПД1.

Вопросы участников

В каких случаях можно менять план закупки и сколько раз?

Ответ: План закупок можно менять сколько угодно раз и по любой причине. Важно соблюсти сроки его размещения.

Если планируемая дата закупки — март, а разместили извещение в апреле, закупка у единственного поставщика. Контракт не заключили. Какова ответственность?

Ответ: Никакой. Нужно смотреть, чьи права нарушены. Здесь закупка запланирована, извещение размещено, но закупка отменена.

По 223-ФЗ в план закупок стоит дата размещения 1 апреля. На сегодняшний день еще не готовы документы. Необходимо вносить изменения в план закупки?

Ответ: Да. План закупки мог содержать нули и сейчас его можно изменить. Это документ, в котором указываются желания заказчика.

Обучение по 44-ФЗ обязательно проходить контрактным специалистам? Сколько часов необходимо?

Ответ: Если обучение уже было более 108 часов, то не требуется, но желательно. Сейчас непонятен вопрос в плане аттестации. Чтобы русло обучения было практическое, то необходимо пройти аттестацию.

ГУП с июня 2016 года. Какие действия?

Ответ: Нужно заниматься планом-графиком, чтобы разместить его в момент перехода на 44-ФЗ. Можно также купить все, что необходимо, по 223-ФЗ.

Планировалось заключение договора теплоснабжения. Договор не заключили по причине смены собственника. В марте заключили. Были внесены изменения в план закупки. Но отношения считаются с 1 января 2015 года. Нужно ли прописывать это в договоре?

Ответ: Гражданский кодекс утверждает, что отношения сторон устанавливаются раньше, чем заключен договор. Здесь есть коллизия с планированием. Позиция ФАС здесь неясна. Услуга оказывалась, шла переорганизация, договор заключать было не с кем. Учитывая, что это монополист, то контролер может это пропустить. Нужно подтвердить документально, что сроки затянул не заказчик.

Бюджетное учреждение работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В середине года переходит на автономное. Нужно ли заново утверждать план закупок?

Ответ: Да, это требуется. Меняется гражданско-правовая форма. Изменения нужно внести по этой части. Запланирована закупка на 2016 год по 44-ФЗ. Что делать? Торговать. Действуют все нормы 44-ФЗ.

Как должен планировать ГУП: по 223-ФЗ или по 44-ФЗ? Нет ни субсидий, ни капсредств, ни вложений.

Ответ: ГУП — это чисто 223-ФЗ. Со следующего года ГУПы и МУПы уходят на 44-ФЗ. Необходимо подготовиться к этому переходу: в план ЭЦП, регистрации на сайтах. План-график должен быть размещен до 31 декабря уже по 44-ФЗ.

Необходимо ли утверждение плана закупок или плана-графика по закупкам части 2 статьи 16 44-ФЗ?

Ответ: Да.

ГУП работает по 223-ФЗ. Бухгалтерский аудит проводит за счет собственных средств….

Ответ: Аудит проводится по 44-ФЗ. Происхождение денег не важно.

Федеральное бюджетное учреждение науки. Как коснется нормирование? Что нужно делать в этой области?

Ответ: Как и всех остальных. Нужно смотреть нормативно-правовые акты с точки зрения Федеральной власти плюс документы, которые указаны в презентации. Так как учреждение работает по 44-ФЗ, то оно попадает под статью 19 «Нормирование».

Является ли нарушением отмена закупки или ее перенос срока менее чем на 10 дней до конца месяца, в котором она проведена? То есть за 10 дней до даты планирования закупки.

Ответ: Этот вопрос требует изучения.

Если по 223-ФЗ проводятся закупки, требующие размещения в ЕИС, то есть до 100 000 рублей, то нужно ли продлевать план закупки? Какова ответственность за неразмещение?

Ответ: Если до 100 000 рублей, то можно не публиковать. Но лучше публиковать даже нулевые планы закупки, чтобы не получилось ситуации, что планов нет, а отчеты есть.

При переходе МУП на 44-ФЗ с 1 января 2017 года будут ли актуальны договора, заключенные в декабря 2016 года по 223-ФЗ?

Ответ: Они будут актуальны с точки зрения правоотношений до вступлению в силу новых правил. Но, может, их придется перезаключать по 44-ФЗ.

План закупок нужно публиковать до 1 июля на какой год?

Ответ: На следующий финансово-хозяйственный год. Либо на один год, либо на три.