Ключевым понятием теории социальной работы, характеризующим систему мер по решению проблем общества и человека, оказанию социальной помощи и поддержки клиенту социальных служб, является категория «социальная защита населения».
Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни (62.С.92).
Социальная защита - функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами - на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.
Задание
Дайте определение предписанному и приобретенному статусам, основываясь на знаниях, полученных при изучении социологии.
Объективной чертой любого общества является социальное неравенство, которое характеризуется неодинаковым доступом граждан к социально значимым благам, таким как деньги, власть, образование, престиж. Государство должно вести поиск оптимального уровня, регулировать неравенство, разрабатывая и применяя специальные механизмы. Таким путем в системе социальной защиты можно устранять и минимизировать влияние тех причин социального неравенства, которые оцениваются как несправедливые. Это большинство первичных (предписанных) причин, связанных с национальностью, полом, социальным происхождением человека и т.д., и часть вторичных (приобретенных) - материальное положение, семейный статус индивида и т.п. При этом, однако, важно не спровоцировать развитие социального иждивенчества (75. С.224).
В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержке активности, инициативы граждан. Она осуществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада. Одновременно оно призвано защитить социально уязвимые группы населения, которым грозит социальная эксклюзия, отчуждение. Исходя из вышесказанного, государство должно поддерживать социальное развитие человека, обеспечивая возможность для каждого осуществить свое право на социальную защиту, предоставляя социальную поддержку и помощь и позволяя нормализовать взаимоотношения с обществом (13. С.192).
Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность (91).
Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.
Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы (11. С.35). Следовательно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита - защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.
Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности. Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов (48. С.141).
Задание
Подробно раскройте содержание принципа социальной справедливости, вернувшись к разделу 1.4.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения. Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование. Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.
Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные. Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.
Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в обществе выступает социальная защищенность - категория, связанная с реальными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Задание
Изучите разделы «Социальная защита населения» и «Социальная защищенность» в «Словаре-справочнике по социальной работе» под ред. Е.И.Холостовой (М., 1997) и определите, какие государственные и общественные мероприятия могут обеспечить защищенность российских граждан.
Показателем, характеризующим уровень социальной защищенности в различных странах, международное сообщество признает разработанный ООН коэффициент гуманитарного развития, учитывающий реальную покупательную способность населения, состояние народного образования, здравоохранения, продолжительность жизни и т.д.
В Конституции Российской Федерации определены пути реализации права граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осуществление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспечения, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения.
Социальное страхование - система социально-экономических отношений, основанных на возмещении материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственными травмами и т.д., что осуществляется за счет взносов и отчислений работодателей, наемных работников и самозанятого населения. Принципами социального страхования выступают сохранность и защита накопленных и приобретенных в период страхования и выплаты взносов прав людей и возможность реализовать страховые гарантии.
Социальное обеспечение - система компенсации населению последствий воздействия социальных рисков, поддерживающая в первую очередь денежные доходы нетрудоспособных граждан. Эта система основана на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Принципы социального обеспечения - это солидарность, равноправие обращения, обязательное участие, ответственность государства за руководство системой, сохранность пособий независимо от места проживания обеспечиваемых лиц (11. С.35-36). Социальное страхование и социальное обеспечение реализуются путем предоставления социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную помощь.
Задание
Вернитесь к разделу 1.3. и повторите определения индивидуального и социального риска.
Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определение основано на концепции социального риска. Так, система социальной защиты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуществляется - заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения (71. С.358).

Согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 1997 г., «О государственной социальной помощи» 1999 г. (с изменениями и дополнениями), в первоочередном порядке социальной защитой и социальной помощью в России обеспечиваются пожилые одинокие граждане и супружеские пары, инвалиды, вынужденные беженцы и переселенцы, безработные, дети-сироты, многодетные семьи, малообеспеченные семьи и т.д. Между тем, происходящие в обществе изменения, зачастую связанные с расширением круга социально-незащищенных лиц, требуют сочетания заявительного принципа с выявлением граждан, нуждающихся в социальной помощи, соответствующими службами.
Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты. В государственной системе социальной защиты в России социальная помощь выступает в качестве одной из составляющих социального обеспечения (рис.6). Здесь автор использует, несколько упростив, схему Е.Гонтмахера и В.Трубина, отражающую структуру российской социальной защиты населения.
Под социальной помощью в специальной литературе понимают систему мер, предпринимаемых обществом и государством с целью противодействия социальным рискам и заботы о человеке, который находится в трудной жизненной ситуации.
Универсальными принципами данной деятельности являются:
- экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование;
- общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;
- приоритетность государственных начал оказания помощи;
- социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества;
- индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи;
- всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разграничение полномочий и ответственности между государством и местными органами власти.
С точки зрения субъектов социальной помощи выделяют государственную, благотворительную, конфессиональную, добровольческую, гуманитарную помощь (98).
Понятие государственной социальной помощи, оказываемой на федеральном уровне, определено законодательно в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» 1999 г.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. К целям ее оказания относятся: поддержание уровня жизни малоимущих граждан, адресное использование бюджетных средств, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения (10. С.376).
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Государственную социальную помощь подразделяют на помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг - социально-бытовых, социально-медицинских, социальноправовых, социально-реабилитационных и т.д., и государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что оказание социальной помощи в современной России направлено на поддержание элементарно необходимых условий проживания особо нуждающихся категорий населения. Круг этих лиц выявляют на основе базовой нормативной единицы, характеризующей уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, достаточный для обеспечения жизнедеятельности человека - прожиточный минимум. Согласно методике его исчисления, принятой в 2000 г., он был несколько увеличен по сравнению с предыдущей методикой, принятой в 1992 г.
Между тем, исследователи проблемы практического использования потребительских бюджетов, выполняющих роль интегральных социальных нормативов потребления населением товаров и услуг, считают, что бюджет прожиточного минимума не может удовлетворить даже основные жизнеобеспечивающие потребности, а его качественный состав и размер не обеспечивают расширенное воспроизводство населения. Поэтому минимальный стандарт уровня жизни должен быть изменен так, чтобы трудоспособные граждане могли иметь условия для восстановления физических и интеллектуальных сил, развития личности.
Экономист Е.Ю.Ильина предлагает положить в основу деятельности российской системы социальной защиты бюджеты разного уровня:
- бюджет прожиточного минимума, выделяющий из состава малоимущих наименее обеспеченных людей;
- минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о достижении низшего уровня социально-приемлемого достатка;
- рациональный бюджет, позволяющий обеспечить достаточно благоприятные условия жизнедеятельности индивида.
В этом случае социальным стандартом потребления, критерием его социально-приемлемого уровня будет являться не прожиточный минимум, а минимальный потребительский бюджет. Указывая на затраты, необходимые для физического и социального воспроизводства человека, этот показатель регулирует верхнюю границу бедности. Он определяет слои общества, нуждающиеся в некоторых формах социальной помощи. В свою очередь, прожиточный минимум можно будет рассматривать как характеристику нижней границы бедности, обусловливающую право социально-уязвимых групп населения на обращение в органы социальной защиты за получением материальной социальной помощи. Принятие этих показателей за основу деятельности органов социальной защиты по предоставлению помощи нуждающимся помогло бы снизить степень потенциального социального риска, который угрожает значительной части населения России (24. С.10).
Оказание социальной помощи на региональном и муниципальном уровнях ориентировано, прежде всего, на расширение ее форм, при этом основной формой продолжает оставаться денежная помощь. Программы помощи разворачиваются на основе бюджетных и внебюджетных местных ресурсов, развивается адресная направленность социальной помощи, что рационально ограничивает ресурсы, сужая круг ее получателей.
В систему социальной помощи входит социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание - это составная часть социальной работы, которая предусматривает оказание специализированных социальных услуг, т.е. содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью людей в различных подсистемах общества (11. С.36). Социальное обслуживание осуществляется в целях обеспечения социального здоровья, поддержания жизнеобеспечения членов общества и преодоления кризисных ситуаций в их развитии.
По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию социальнобытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социальноправовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
При этом объем и качество оказываемых социальных услуг должны отвечать потребностям населения, что обусловливается наличием у государства материальных, организационных, информационных и иных средств обеспечения этого вида социальной помощи. Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности и включать в себя помощь на дому и в стационарных условиях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания и патронажа, предоставление временного приюта, консультативные, социально-терапевтические, коррекционные, обучающие услуги, помощь в решении внутрисемейных проблем, в реабилитации детей-инвалидов и т.д.
Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, приемлемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах. Соответственно, специалисты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социального обслуживания (64. С.17).
Социальная практика современной России показывает, что наиболее распространенными и признанными услугами по-прежнему остаются выдача пособий, материальная и вещевая помощь. Граждане также ощущают потребность в улучшении жилищных условий, получении медицинской помощи, однако предоставление иных институционализированных услуг, таких как оказание педагогической, юридической, психологической поддержки и пр., не осознается ими как необходимость. В целях благоприятного развития социальной сферы требуется опережающее предложение разнообразных социальных услуг и широкое распространение информации о них в обществе.
Несмотря на то, что определенный уровень развития системы социального обслуживания в российском обществе достигнут, его нельзя признать достаточным. Совершенствование этой системы должно базироваться на применении инновационных социальных технологий, адаптации к российской практике видов и форм работы, успешно используемых за рубежом, развитии социального партнерства граждан и социальных служб и т.д.
От структурной полноты и завершенности системы деятельности учреждений социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования зависит и эффективность социальной защиты населения в целом.

1. Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека .

Также под социальной защитой понимают совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Данная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих государство, суд, профсоюзы и другие.

Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудовому человеку возможности своим трудом обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту .

Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

Пособия по безработице;

Пособия по болезни, инвалидности;

Жилищные пособия;

Пособия по получению образования;

Мед. помощь;

Гарантирование государством минимального уровня дохода .

В системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

Защита всех социально-демографических групп населения;

Социальные гарантии трудоспособным членам общества;

Меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы

Методы социальной защиты:

1. Социальная помощь осуществляется как в денежной, так и в натуральной формах на условия безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении(инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы).

2. Социальное страхование- система предоставления финансовой помощи на счет взносов (обязательных или добровольных).

3. Социальное попечительство- метод социальной защиты, при которой помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью, например, когда дети остались без родителей.

4. Социальная поддержка- способ соц. Защиты граждан, чти доходы ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание-система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Для проведения политики соц. защиты создается и развивается система соц. защиты, которая представляется собой совокупность мер и форм, которые обеспечивают подержания жизнедеятельности тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях сильного риска по независящим от них обстоятельствах .

Функции социальной защиты населения:

1. Экономическая заключается в замещении заработка, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособности или потеряй кормильца, оказание минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

2. Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

3. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития населения.

4. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты является размер среднемесячного дохода населения на члена семьи, наличие источника средств существования(нетрудоспособные, безработные), потребности в помощи (ветераны войны, беременные женщины), экологическое и социальное неблагополучие(беженцы, жители экологически неблагополучных территорий). Для каждой категории уязвимых слоев населения разрабатывается своя система защиты населения.

Главная цель разработки критериев эффективности работы учреждений социального обслуживания системы и управлений (отделов) социальной защиты населения городов и районов- это «при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности»

1. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости)

Эффективность работы учреждений социального обслуживания оценивается по группам: дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего и специального типа; психоневрологические интернаты для взрослых инвалидов; другие учреждения Такая классификация учреждений, оправдана, так как позволяет произвести оценку эффективности изначально «равных» по типу между собой учреждений.

2. В группу критериев финансовой деятельности включены следующие критерии (пункты) - это критерии эффективности целевого использования бюджетных средств на содержание учреждения; кредиторской задолженности; финансового состояния иной деятельности (критерий эффективности работы по получению дохода от иной деятельности); организации и проведения государственных закупок; своевременного освоения средств для строительства и капитального ремонта; работы со спонсорами.

3. К показателям нарушений отнесли такие критерии эффективности: критерий нарушений, зафиксированных актом или другим документом (правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и другие); критерий наличия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и наличия обоснованных жалоб на социальное обслуживание.

4. В группу критериев оценки эффективности работы самого учреждения и его отчетности представляется целесообразным внести такие показатели: исполнительская дисциплина, характеризующаяся качеством и сроками представления информации на запросы отделов управления социальной защиты населения; организационно - правовая работа с персоналом учреждений, оцениваемая через организацию трудовых отношений в учреждении; показатель внедрения новых эффективных форм и методов социальной работы в учреждении; участие в конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Критерий эффективности, называющийся «организационно - правовая, профилактическая работа с персоналом учреждений», содержит в себе показатели состояния документации по социально- трудовым вопросам.

В состав системы социальной защиты населения включают следующие подсистемы:

Субъекты-граждане и члены их семей, на которых распространяется соц. Защита населения и социальные работники.

Виды и формы соц. Защиты

Механизмы соц. Защиты

Органы в соц. Защиты, в т.ч.:

1. Органы управления соц. защиты

2. Органы финансирования соц. Защиты граждан и прежде всего государственные внебюджетные и добровольные фонды соц. страхования.

3. Сеть организаций и предприятий соц. Защиты и соц. Обслуживания различных организационно-правовых форм .

Петухова Ирина Владимировна,
аспирантка РЭУ им. Г.В. Плеханова

Экономика труда | (39) УЭкС, 3/2012 | Экономика природопользования

Аннотация: В статье анализируется понятие «социальная защита», рассматриваются различные подходы к его определению, отмечаются основные элементы, необходимые для построения эффективной системы социальной защиты населения.

Ключевые понятия: социальная защита, социальные риски, система социальной защиты населения

Annotation: In the article the concept of “social protection” is analyzed, different approaches to its definition are examined, basic elements, necessary for building an effective social protection system, are noted.

Keywords: social protection, social risks, social protection system

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда . В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства-члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ . В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения . Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни . Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» .

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни . Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

  • В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» ;
  • по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» ;
  • Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» .

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

  • принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;
  • принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;
  • принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;
  • принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;
  • принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

Библиографический список

  • Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 9.
  • ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 [Электронныйресурс] // International LabourOrganisation, 1952. URL:http://www.ilocarib.org.tt/projects/cariblex/conventions_14.shtml (дата обращения: 25.11.2011).
  • Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. – Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995. – с. 19.
  • Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – с. 7.
  • Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997. – с. 6.
  • Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.
  • Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 11.
  • Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – с. 3.
  • Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3.
Нечуйкина Е. В. 2008

Е. В. Нечуйкина

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ТЕРМИНОЛОГИЯ

Работа представлена кафедрой международного права

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Научный руководитель - доктор юридических наук, доктор исторических наук,

профессор А. Ю. Пиджаков

В статье рассматриваются и анализируются термины, используемые в процессе правового регулирования социальной защиты населения, делается вывод о необходимости унификации терминологии в этой сфере и предлагаются направления унификации.

The author of the article analyses the terms used in the process of legal regulation of population"s social protection, proves the necessity of term unification in this sphere and offers directions of unification.

Предварительно отметим, что в правовой и социальной мысли прошлого нашли отражение многие подходы к теоретическому обоснованию понятий и сущности социальной защиты и социальной работы (деятельности). Так, известны парадигмы позитивизма и неопозитивизма, марксизма, системности, структурно-функционального анализа и феноменализма.

Что касается природы термина «социальная защита», то он был впервые использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы1 . Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, а также Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (MACO) и др.

В нашей стране на длительное время в качестве основной категории в социальной сфере утвердилось «социальное обеспечение», и лишь в 90-е гг. прошлого века стали применять более современные понятия. В правовом поле российского законода-

тельства «социальная работа» и «социальное обеспечение» являются равными категориями. В правовой и политической литературе последних лет для анализа процессов в социальной политике государства и деятельности общественных организаций стали применять категории «социальное обеспечение» и «социальная помощь», например: непосредственная, трудовая, адресная и др.

Среди понятий, примыкающих к категории «социальная работа», следует выделить такие, как «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность (хотя в ст. 7 Конституции РФ речь идет о социальной защите) - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Необходимость социальной защищенности граждан вызывает общественную потребность в наличии в государстве системы законов, компенсирующих несовершенство организации производства и распределения материальных благ. Сущность социальной защищенности состоит также в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Если в Конституции РФ и иных актах сформулированы социальные права граждан, то социальные службы соответ-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ствующих уровней обязаны их реализовы-вать. Поэтому так важно различать понятия «социальная защищенность» и «социальная защита».

Социальная защита - это более конкретное понятие, которое сводится к практической работе всех ветвей власти по pea -лизации прав и свобод граждан, т. е. социальной работе. В литературе различают два вида социальной защиты. Абсолютная -это обеспечение всем членам общества га -рантированного минимума уровня жизни, это крайне необходимый уровень жизненных благ, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности граждан, что не должно рассматриваться в качестве привилегии для избранных. В то же время ограниченная социальная защита это обеспечение государством социальных гарантий относительного благополучия конкретному лицу либо категории граждан. Ее цель - застраховать граждан от возможного уменьшения уровня доходов и снижения жизненного уровня. Фактически это вознаграждение за труд2.

Понятие социальной защиты, по мнению автора, является наиболее близким к понятию «социальная работа». В литературе социальная защита также рассматривается как разновидность социальной поддержки, т. е. содействие человеку или груп-пе людей в преодолении трудной жизненной ситуации. Это также социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций3.

Таким образом, как социальная работа, так и социальная защита являются определенной формой деятельности. Однако социальная защита может охватывать более широкий круг вопросов по сравнению с социальной работой. В настоящее время социальная защита рассматривается как деятельность, начинающаяся от формирования бюджета определенного региона (территории) до регулирования практически всех значимых форм жизнедеятель-

ности, проживающего на ней населения4. По нашему мнению, социальная защита включает в себя предоставляемые обществом меры, направленные не только на ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но на предотвращение их наступления, т. е. носит превентивный характер. Социальная обеспеченность лишь направлена на компенсацию и минимизацию наступивших неблагоприятных социальных явлений, т. е. составляет обеспечительный компонент социальной работы.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь. Данный подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты как комбинации различных институтов социального страхования и социальной помощи5.

Социальная работа ведется конкретным специалистом или группой специалистов по реализации определенных положений социальной защиты и может рассматриваться как отношение частного к общему. В связи с этим к субъектам социальной работы следует отнести государственные органы исполнительной власти, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, различные общественные объединения, социальные службы и др.

Отметим также взаимную связь и обусловленность указанных категорий. Очевидно, что понятие «социальная работа» существенно отличается от понятий «социальная поддержка» и «социальная защита». Постепенно социальная работа начинает превалировать над социальной защитой, включая ее в собственную структуру. Ключевое отличие этих понятий состоит в том, что социальная работа предполагает оптимальное сочетание профилактических мер с «лечением» социальных недугов, что в итоге приведет к сокращению числа нуж-

Социальная защита: понятие, категории, терминология

дающихся в социальной поддержке и социальной защите.

Приведенный обзор некоторых правовых понятий, применяемых в социальной сфере, показывает, что в действующем законодательстве должна быть проведена унификация понятийного аппарата. Во-первых, представляется разумным выбрать одни термины и отказаться от других. Так, под «социальным обеспечением» следует понимать денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые (оказываемые) определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законом социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан. Во-вторых, если говорить о втором терминологическом ряде, то складывается впечатление, что «социальная льгота», «социальная гарантия», «компенсация», «социальное пособие», «социальная ссуда», «пенсия» - разновидности социального обеспечения. Причем можно заметить, что часть из них представляет денежные вы -платы (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды), а другая часть - социальное обслуживание (социальные услуги и натуральная помощь продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.). В-третьих, необходимо провести различие между видами денежных выплат. Например, допустимо ввести следующие разграничения:

1. Пенсии - денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником к существованию.

2. Компенсации - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях полного возмещения оплаты, предоставляемых гражданам материальных благ или оказания услуг, а также в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников.

3. Пособия - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения гражданам зарплаты или иного утраченного дохода, оказания дополнительной материальной помощи и являющимся дополнением к иному постоянному и дополнительному источнику существования.

4. Субсидии - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основе в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

В-четвертых, необходимо ввести определения подвидов денежных выплат, которые установлены на федеральном уровне и, как следствие, должны финансироваться из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роик В. Д. Основы социального обеспечения. М.: Анкил, 2005. С. 13.

2 Лобанов Н. Н. Методы завоевания доверия населения исполнительной властью // Сб. научн. трудов Московского гуманитарного университета. Вып. 8 (31) / Сост. и науч. редактор В. К. Кри-ворученко. М., 2004. С. 151-152.

3 Лазарев В. Н. Социальные основы местного самоуправления. Белгород, 2004. С. 232; Розанов А. И. Основы муниципального управления. М., 2004. С. 111.

4 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 237.

5 Якушев Л. П. Социальная защита: Учеб. пособие. М.: Гос. академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 10-22.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Экономический словарь. 2010.


Экономический словарь. 2000.

Социальная защита это:

Социальная защита Социальная защита Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.
Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.См. также: Социальная защита населения Социальная политика

Финансовый словарь Финам.

/ Место КСО в системе современных социально

26 Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.

Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности. КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.

§3. КСО и социальная защита занятого населения

КСО – это прежде всего социальная защита занятого населения. Современный период российской истории, характеризующийся переходом от плановой формы хозяйствования к рыночным отношениям, выдвинул проблему разработки адекватной социальной политики государства в число первоочередных задач. В п.1 ст.7 Конституции Российской Федерации декларируется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ». Процесс становления и развития социальной защиты, стержневой основы государственной социальной политики, должен охватывать все стороны жизнедеятельности человека, учитывать как особенности социально-трудовых отношений, так и проблемы

27 нетрудоспособного населения. «Развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю»1.

1 Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. – М., 1993. С. 127.

2 Конституция Российской Федерации. М., 2005. С.4.

Формирование системы социальной защиты работников становится одним из приоритетов проводимой социальной политики государства. Вместе с тем, во многих современных исследованиях, посвященных социальной стороне жизни общества, социальная защита именно работающего населения незаслуженно игнорируется. Отчасти объяснение данному факту кроется в тексте самой Конституции РФ, в п.2 ст.7 которой направления социальной защиты обозначены так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»2. Как видно, в Конституции социальная защита работников обозначена схематично, в виде установления минимального размера оплаты труда и отдельных социальных гарантий при реализации некоторых социальных рисков.

Объяснение этому может быть таким. Как известно, Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и основное внимание при разработке социальных статей было обоснованно уделено неработающим гражданам, как наименее защищенной группе общества. Однако применительно к современным экономическим условиям можно утверждать о насущности исследования и развития основных положений социальной защиты

28 экономически активного населения, составляющего более половины всего населения страны1.

1 Согласно Данным Росстата численность населения Российской Федерации на 1 января 2006 г. составила 142,8 млн. человек, численность экономически активного населения – 73,8 млн. человек или 52% всего населения. (Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2006. С.72-82).

2 Экономическая энциклопедия. Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1999. С.207.

3 Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Учеб-метод. пособ. Казань, 1995. С.9.

Социальная защита населения

В современной экономической литературе нет общепринятого определения категории «социальная защита», в соответствии с которым можно было бы представить толкование социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения». Например, в Экономической энциклопедии под редакцией академика Л.И.Абалкина социальная защита определена как «важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм»2.

Чересчур общее определение логически подвигает к рассмотрению содержания дефиниции «социальные права человека», а также к уточнению «международных и национальных норм», при этом основная роль в обеспечении социальной защиты отводится к государству, что с учетом рассмотрения численности экономически активного населения является не совсем корректным. Государство вместе с работниками и работодателями должно принимать паритетное участие в создании и развитии системы социальной защиты, особенно в части трудозанятого населения.

Слишком общее определение социальной защиты представлено и в учебно-методическом пособии В.П.Юдина «Социальная защита: понятие, сущность, границы»: «деятельность государства по обеспечению развития личности»3. Добавим, что в данном определении речь идет в большей степени о развитии всей социальной сферы общества, включая образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, нежели о минимизации негативного влияния определенных социальных факторов, на случай реализации которых разрабатывается система социальной защиты.

29 Некоторые ведущие специалисты в области социального обеспечения дают свои определения категории «социальная защита», наполняя их собственным детализированным представлением. Так, Н.М.Римашевская считает, что «системы социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, особенно активных) в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных»1.

1 Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003. С.192.

2 Роик В.Д.Основы социального страхования. М., 2005. С..25.

При рассмотрении данной трактовки кроме отсутствия конкретизации «групп-доноров», может вызывать вопросы состав «нуждающихся» подгрупп, в который не вошли трудоспособные родители или опекуны, получающие пособия на детей, работники предприятий, пользующиеся льготными ссудами на улучшение жилищных условий, различные категории государственных служащих, в исполнении обязанностей которыми государство заинтересовано не менее, чем в обеспечении полной занятости способного трудиться населения.

Представим определение еще одного ведущего специалиста в области социальной защиты населения В.Д.Роика: «Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями»2. В определении В.Д.Роика речь идет о социальной защите именно трудоспособного населения, то есть из него выпадают дети, учащиеся, беженцы, мигранты, пострадавшие от

30 стихийных или техногенных бедствий. Кроме того, «качество трудовой жизни работников» – лишь одна сторона системы социальной защиты, другая сторона – общественная жизнедеятельность человека. Положительна заключительная часть определения, в которой раскрывается механизм социальной защиты трудоспособного населения.

Акцентирование внимания на последствиях реализации социальных рисков, прослеживающееся у В.Д.Роика, обнаруживается и у С.М.Березина, который определяет социально-экономическое содержание категории «социальная защита» как «совокупность институтов и механизмов, призванных поддерживать и обеспечивать приемлемый (сложившийся) уровень жизни населения при наступлении социальных рисков»1.

1 Березин С.М. Социальное страхование на Крайнем Севере. М., 2005. С.22.

2 Усиление социальной защиты и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире. Доклад Генерального секретаря ООН Экономический и социальный Совет. Февраль 2001. С.4.

3 Introduction on the Social Security. International Labor Office. Geneva. 1984, p.3.

Рассмотрим толкования категории «социальная защита», данные авторитетными международными организациями. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) трактует социальную защиту следующим образом: «Под социальной защитой в целом понимается комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем»2. Определение МОТ гласит: социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми»3.

Трактовка ООН включает комплекс социальных программ и государства, и частного сектора, тогда как в определении МОТ источник разработки и

31 осуществления мероприятий по социальной защите назван более широко – общество. Вызывают интерес цели, ради достижения которых призвана функционировать система социальной защиты.

В представлении ООН - это компенсация отсутствия или существенного сокращения трудовых доходов, помощь семьям с детьми, обеспечение людей медицинским обслуживанием и жильем. МОТ полагает, что социальная защита кроме целей, определенных ООН, направлена на прекращение или снижение заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти. Однако МОТ дает перечень социальных рисков, которые могут быть застрахованы, а ООН рассматривает цели социальной защиты более широко, поскольку, например, возникновение проблем с жильем застраховать невозможно.

Определение социальной защиты занятого населения

Социальная защита – один из способов поддержания доходов и всестороннего развития людей. Цели институтов социальной защиты занятого населения таковы:

     обеспечение процесса создания общественного продукта рабочей силой - основным его фактором;

     сохранение социальной устойчивости и социальной стабильности в трудовом коллективе главных условий воспроизводства трудового потенциала предприятия;

     создание благоприятного социального окружения вокруг производства общественного продукта - важного инструмента развития хозяйственной системы.

Социальная защита занятого населения основывается не только на перераспределении части национального дохода и обязательном социальном страховании, но и на использовании части вновь созданного собственного продукта корпорациями-работодателями. В то же время финансовая база мероприятий по социальной защите всего населения основывается на перераспределении части национального дохода в соответствии с приоритетами

32 социальной политики государства, а также на формировании и использовании специальных фондов денежных средств или страховых фондов с обязательным участием в их создании всех работающих граждан.

Социально-экономическое содержание категории «социальная защита занятого населения» представляет собой отношения по созданию и реализации социальных программ государства и хозяйственных систем, направленных на поддержание на социально-приемлемом уровне доходов работников, качественное воспроизводство рабочей силы, развитие экономики и общества.

Отметим, что, во-первых, объектом социальной защиты занятого населения является работник в процессе функционирования в системе общественного воспроизводства. При рассмотрении социальной защиты всего населения страны объектом становится та часть общества, которая подпадает под определенные законодательством минимальные критерии уровня жизни.

Во-вторых, социальная защита занятого населения – это комплекс социальных программ и государства, и корпораций, включающий экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры. Комплекс социальных программ реализуется путем создания специальных институтов социальной защиты, которые регулируются действующим законодательством и трудовыми соглашениями (коллективными договорами) работников и работодателей.

В-третьих, социальная защита занятого населения направлена на поддержание доходов работников при наступлении социальных рисков , основными из которых являются временная или стойкая нетрудоспособность, невозможность трудоустройства, материальные потери в связи с материнством или отцовством, наступление старости, необходимость оплаты медицинской помощи. Кроме того, качественное воспроизводство рабочей силы означает не только создание необходимых условий для биологического и социального воспроизводства человека, но и развитие его физических, интеллектуальных и

33 творческих способностей, необходимых для обеспечения поступательного движения хозяйственной системы.

В-четвертых, источниками финансирования социальной защиты занятого населения представлены федеральный, региональные и местные бюджеты, материальные ресурсы корпораций и доходы работников. Сказанное не исключает возможности создания специализированных фондов денежных средств, таких, например, как фонды обязательного социального страхования и иных финансовых институтов, предназначение которых – финансирование социально ориентированных мероприятий.

В-пятых, социальная защита занятого населения служит одновременно инструментом и целью развития экономики и общества , так как поступательное движение отдельной хозяйственной единицы позитивно влияет на показатели роста экономики в целом, разностороннее развитие способностей работника приобретает вполне конкретные материальные очертания в виде повышения доходов работника, а в общеэкономическом смысле – в повышении платежеспособного спроса населения и росте ВВП страны. Эффективная социальная защита занятого населения позволяет акцентировать ресурсы общества на социальных проблемах неработающего населения.

В обоснование авторского определения социальной защиты занятого населения приведем трактовки двух известных специалистов в области социальной защиты. В.В.Басов считает, что «социальную защиту можно понимать как инструмент распределения и потребления определенной части необходимого продукта, созданного совокупным трудом работников, а экономическое содержание процесса распределения и социальной защиты – как один его элемент, призванный обеспечить соответствие совокупной рабочей силы с потребностями общественного производства»1. Ему вторит Б.Г.Збышко, утверждающий, что «социальная защита – это инструмент регулирования воспроизводства рабочей силы и занятости, непосредственно влияющий на

1 Басов В.В.Негосударственные пенсионные фонды как институт социальной защиты населения. Н.Новгород, 2000. С.24.

34 экономическое развитие не только с точки зрения эффективного функционирования рабочей силы, но и как фактор расширения платежеспособного спроса населения»1. Как видно, оба исследователя акцентируют внимание именно на воспроизводстве рабочей силы и развитии общественного производства. В авторском толковании дополнительно подчеркивается роль государства как субъекта социальной защиты, отмечается положительное влияние развития социальной защиты работников на достижение и укрепление социальной стабильности в обществе.

1 Збышко Б.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России (международный и национальный аспект): Монография. М., 2004. С.204.

Функции, принципы и формы социальной защиты занятого населения

Экономическая функция заключается в замещении временно или постоянно утраченных доходов работников, повышении качества рабочей силы, используемой в процессе производства общественного продукта и, как следствие, роста экономики, более эффективного перераспределения национального дохода в масштабах государства.

Социальная функция предусматривает проведение мероприятий по обеспечению качественного воспроизводства рабочей силы, которые включают не только защиту от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности или комплекс медицинской, профессиональной и социальной реабилитации с целью восстановления здоровья и трудоспособности, но также создание, восстановление и развитие физических, духовных, интеллектуальных способностей к деятельности. Немаловажно повышение общего уровня жизни работника, выражающееся, в частности, в повышении образовательного и культурного уровня, улучшении жилищных условий, заботе о членах его семьи.

35 Политическая функция предполагает предоставление конституционно гарантированных норм социальной защиты, поддержание социальной стабильности и морального климата в обществе, повышение его духовного потенциала, обеспечение единства и согласия общества и действующей власти.

Инновационная функция призвана стимулировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность в хозяйственных системах, генерировать новые решения в области социальной защиты работающего населения, реализовать фактор социальной защиты в развитии экономики знаний.

1. Социальная ответственность государства и хозяйственных систем (корпоративная социальная ответственность) за развитие общества в экономической, социальной, экологической, духовной и прочих сферах жизнедеятельности в соответствии с законодательно предусмотренными направлениями, а также выходящими за рамки законодательного минимума мероприятиями.

2. Социальная справедливость в обеспечении равных прав на получение и повышение доходов, безопасности и гигиены труда, охраны здоровья, доступа к материальным, социальным и духовным благам, компенсации при временной или стойкой утрате трудоспособности, получения необходимой материальной и социальной компенсации при реализации социальных рисков.

3. Заинтересованность субъектов социальной защиты работников (органов государственной власти, общественных и частных коммерческих и некоммерческих институтов, объединений работников и работодателей, хозяйственных систем, трудящихся) в создании и внедрении системы социальной защиты.

4. Многоуровневость, многоаспектность и разнонаправленность социальных программ государства и хозяйственных систем от обязательных государственных программ для всего занятого населения до узконаправленных

36 мероприятий для отдельных категорий работников, от оплаты труда, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения до воздействия на социальные отношения работников вне производственного процесса, от всеобщего характера мер социальной защиты до дифференцированного подхода и персонификации работника как объекта социальной защиты.

5. Государственные гарантии при реализации государственных социальных программ и самоуправляемость частных инициатив, выходящих за рамки действующего социального законодательства.

Рассматривая различные аспекты КСО, остановимся на четвертом принципе: многоуровневости, многоаспектности и разнонаправленности социальных программ государства и хозяйственных систем. Данный принцип предполагает наличие разнообразных форм социальной защиты занятого населения . Формы социальной защиты, исходя из специфики, объектности, механизма финансирования, могут быть такими.

Обязательное социальное страхование – «отношения, основанные на принципах всеобщности, солидарности и возмездности, по защите интересов физических лиц при реализации определенных социальных рисков за счет формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов денежных фондов и иных средств страховщиков»1. Данная форма социальной защиты предполагает всеобщий, солидарный и возмездный характер защиты от социальных угроз с помощью использования страхового механизма, организуемого и регулируемого государством.

1 Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. М., 2006. С.19.

Обязательное социальное страхование основывается на обязательных страховых взносах работника, работодателя и государства, а финансовая составляющая страховых выплат позволяет говорить лишь о минимуме необходимых затрат на поддержание доходов и социального положения работника. Виды обязательного социального страхования, согласно действующему законодательству в этой сфере, подразделяются на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное

37 социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Корпоративное (добровольное) социальное страхование – отношения, основанные на договоре, по добровольному коллективному страхованию социальных рисков. Корпоративное социальное страхование может осуществляться в видах рискового или накопительного (сберегательного) страхования, служить дополнением к обязательным видам социального страхования (например, к обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию) или являться самостоятельными видами социальной защиты (например, страхование на случай болезни или смерти, страхование в командировках, страхование на случай определенного страхового события).

Государственное социальное страхование – отношения, основанные на интересе государства в сохранении жизни, здоровья, трудоспособности, доходов, социального положения лиц, находящихся на государственной службе или выполняющих общественно важные функции. К видам государственного социального страхования относятся все виды социального страхования государственных служащих, осуществляемого за счет средств бюджетов, обеспечение при достижении пенсионного возраста, помощь в повышении социального уровня государственного служащего.

Социальное обеспечение – отношения, основанные на социальных программах государства для обеспечения минимальных социальных потребностей граждан. К примерам социального обеспечения относятся субсидии при оплате жилищно-коммунальных услуг, пособия при опекунстве, пособия по безработице, содействие в трудоустройстве и др. Разновидностью социального обеспечения является социальная помощь, оказываемая индивидуально при наступлении чрезвычайных событий, например, природных или техногенных бедствий.

Корпоративные социальные программы – отношения, основанные на взаимной заинтересованности работодателя и работника в укреплении и

38 развитии социально-трудовых отношений. Примерами корпоративных социальных программ являются обеспечение работников жильем, продуктами питания, предметами повседневного обихода, выдача льготных или безвозмездных ссуд, оплата образования, отдыха, санаторно-курортного лечения, финансирование программ оздоровления детей работников, помощь бывшим работникам, достигшим пенсионного возраста, охрану труда и другие. К корпоративным социальным программам следует отнести обеспечение экологической безопасности производства, развитие окружающего сообщества, ведение добросовестной деловой практики.

Индивидуальные социальные программы работников – отношения, основанные на самостоятельной деятельности работников по защите своих доходов и условий жизнедеятельности на случай наступления различных социальных рисков. Видами данной формы являются личные сбережения работников, дивиденды по вкладам, купонный доход по облигациям, доход от размещения сбережений в акциях предприятия, индивидуальное страхование по специальным страховым тарифам, создание фондов взаимопомощи работников.

Безвозмездное корпоративное финансирование социальных программ окружающего сообщества - отношения, основанные на заинтересованности хозяйственных систем в создании и поддержании положительного имиджа среди окружающего сообщества, различных категорий населения или органов государственной власти. Наиболее распространенными видами данной формы социальной защиты являются спонсорство, меценатство, благотворительность.

Мы перечислили основные формы социальной защиты работающего населения. Учтем то обстоятельство, что данный перечень постоянно расширяется и дополняется за счет новых социальных инициатив органов государственной власти, корпораций-работодателей, общественных организаций, представляющих интересы и работодателей, и работников, изучения передового международного опыта.

В сводном виде классификация основных форм и видов социальной защиты занятого населения представлены в табл. 1.2.



40 Как видно из таблицы 1.2, наименее исследованным и одновременно наиболее затратным направлением социальной защиты занятого населения являются социальные программы предприятий, состоящие из корпоративного социального страхования, корпоративных социальных программ, безвозмездного корпоративного финансирования мероприятий в поддержку окружающего сообщества. В той или иной форме предприятия также участвуют в реализации осуществлении обязательного социального страхования и индивидуальных социальных программ работников. Особая роль, присущая хозяйственным системам при осуществлении социальной защиты работников, послужила отправной точкой формирования нового направления в системе социальной защиты – корпоративной социальной ответственности.

Система социальной защиты населения

Соц. защита - система мероприятий, осуществляемых гос. и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Иногда соц. защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы соц. защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.

Виды социальной защиты. Гос. формы: доступное здравоохранение; льготы; доступное образование; пенсия; система соц. обслуживания и предоставления соц. услуг; меры соц. поддержки. Негосударственные формы: добровольное соц. страхование; благотворительность; частные системы здравоохранения и др.

Система соц. защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер соц. защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Соц. обеспечение - создание гос. системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к соц. обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, помощь семьям в содержании и воспитании детей, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.

2. Соц. гарантии - предоставление соц. благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к соц. гарантиям относят: гарантированное бесплатное мед. обслуживание; общедоступность и бесплатность образования; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии, стипендии; соц. пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; и др.); пособия при рождении ребенка; ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются соц. льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Соц. страхование - защита экономически активного населения от соц. рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными соц. рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, проф. заболевание, смерть кормильца. Существует 2 формы соц. страхования - обязательное (при поддержке гос-вом его фондов) и добровольное (при отсутствии гос. помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Соц. поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью. Соц. поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения соц. службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания соц. статуса, адаптации в обществе.

Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль соц. сферы – соц. обслуживание. Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется соц. работой . Объектом соц. работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. Субъекты соц. работы - те организации и люди, которые ведут эту работу. Это гос-во в целом, осуществляющее соц. политику через гос. органы соц. защиты.

Что такое социальная защита?? ? Ответьте пожалуйста очень просто и понятно

Владимир зубленко

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.
Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.