Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация - это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия - считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна - не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Выбираем свою нишу

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Как всё работает?

В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:

  1. Принципы работы системы государственных закупок.
  2. Открытый и закрытый конкурсы.
  3. Аукцион (в том числе и электронный).
  4. Кто может брать участие.
  5. Специфические моменты.
  6. Начинаем сотрудничество.

Принцип работы

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт - сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое - процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа. Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система. В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.

Открытый и закрытый конкурсы

Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.

Аукцион

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Кто же может принять участие?

Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации - индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо - роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.

Пошаговая инструкция к предпринимательству

Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:

  1. Получить электронно-цифровую подпись. В современном мире она становится всё более необходимой каждому предпринимателю и юридическому лицу. Почему? Дело в том, что согласно законодательству многих стран, в том числе и Российской Федерации, ЭЦП эквивалентна стандартной подписи директора. Только создана она специально для использования посредством интернета. А в некоторых сферах деятельности даже предусмотрено, что без ЭЦП - никуда.
  2. Выбрать площадку. После того, как готова электронно-цифровая подпись, следует определиться, где же исполнителю удобнее всего искать заказы. В России можно использовать следующие площадки, которые предлагают: Единая информационная система в сфере закупок, ОАО «Госзакупки», РТС-тендер, Сбербанк-АСТ. Конечно, есть и другие. Какую среди них выбрать - всё зависит исключительно от того, кто хочет обслуживать государство. Главное - чтобы площадка была аккредитована. Всё остальное - дело вкуса.
  3. Прохождение аккредитации. Чтобы зарегистрироваться и получить доступ, необходимо идентифицировать себя. Эта процедура проводится для каждого портала отдельно. Для аккредитации достаточно, как правило, заполнить специальную регистрационную форму и приложить учредительские документы, как то: устав, выписка из государственного реестра, доверенность на участие в торгах (если этим занимается не непосредственно руководитель организации), свидетельство. После этого администратор портала в течении 5 дней должен рассмотреть всю документацию.

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо - более вероятен успешный исход, грубо и хамовато - жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

(ст. 93 44-ФЗ). При этом действия заказчика при выборе способа определения поставщика не должны вести к ограничению конкуренции (ч. 5 ст. 24 44-ФЗ).

В том случае, если объект госзакупки — недвижимость, а именно нежилое помещение, которое приобретается для обеспечения потребностей субъектов РФ, федеральных или муниципальных образований на основании решения о реализации бюджетных инвестиций, предоставления субсидирования на приобретение капитальных вложений (объектов недвижимости) в государственную или муниципальную собственность, то такой контракт можно заключить с единственным поставщиком независимо от цены контракта (). Для того чтобы провести данную закупку без нарушений, заказчику необходимо соблюсти следующие условия:

  • предметом закупки должны выступать нежилые объекты;
  • недвижимое имущество закупается и переводится в муниципальную собственность;
  • в наличии должно быть утвержденное решение о реализации бюджетных инвестиций либо о выделении соответствующей субсидии;
  • данное решение принято территориальной администрацией.

По нормам 44-ФЗ, можно приобретать также жилые помещения и квартиры. Заказчики закупают служебное, социальное жилье (госзакупки недвижимости для детей-сирот). Данный тендер можно провести конкурентными способами или же заключить контракт с единственным поставщиком. Категория жилья в данном случае должна быть экономической, то есть предметом закупки выступают квартиры экономкласса.

С 01.01.2019 госзакупки у физических лиц социального жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также допускается проводить в форме запроса предложений в электронной форме (ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ). Это стало возможным после вступления в силу Федерального закона № 267 от 29.07.2018.

Если жилье приобретается по п. 38 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то контрактные отношения с единственным поставщиком заключаются на базе ранее согласованного и подписанного договора. Таким образом, заказчику необходимо изначально определить местоположение жилья экономического класса, планируемого к приобретению. Как только учреждение определится и уточнит свои потребности, ответственный специалист должен будет просмотреть и проанализировать сведения о проводившихся ранее аукционах по определению правоотношения на такое жилье при строительстве на сайтах уполномоченных органов. Прежде чем установить определенные условия заключения контракта на приобретение стандартного жилья с единственным поставщиком по 44-ФЗ, организация-заказчик должна внимательно ознакомиться с подписанным по факту проведения аукциона договором и сверить его с нормами ст. 46.5 ГрК РФ. Непосредственно контракт на закупку жилья экономического класса заказчик подписывает с застройщиком.

Условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса устанавливаются Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 № 800/пр.

При приобретении стандартного жилья у единственного поставщика на основании ранее заключенного по итогам аукциона договора безвозмездного пользования или с федеральными фондами содействия развитию жилищного строительства (161-ФЗ) используется п. 39 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Метод обоснования НМЦК

В соответствии с ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, НМЦ определяется и обосновывается путем метода анализа рынка, нормативного, затратного, проектно-сметного и тарифного методов. В случае приобретения объектов недвижимости ключевым является (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Для обоснования НМЦ заказчик может организовать мониторинг открытой и находящейся во всеобщем доступе информации об актуальных рыночных ценах на жилье, а также получить данные сведения у поставщиков услуг по продаже объектов недвижимого имущества или же разместить запрос цен в ЕИС (ч. 5, ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).

Важный вопрос по 44-ФЗ — обоснование НМЦ контракта на жилье и жилые помещения должно осуществляться с применением метода анализа рынка. Исходными значениями для определения актуальной цены квадратного метра должны выступать только рыночные цены, которые были получены из общедоступных источников, но ни в коем случае не нормативы того или иного субъекта РФ.

Подведение итогов закупочных процедур

Как и при стандартных закупках товаров, работ, услуг, при проведении тендера на приобретение жилья закупочная комиссия рассматривает и анализирует полученные заявки, а затем выбирает победителя. Если победитель исказил технические характеристики, то комиссия не примет объект, который не соответствует требованиям технической документации.

Основные требования и условия, соответствие которых будут проверять члены комиссии:

  • жилье не должно быть с обременением и долгами;
  • все изменения и перепланировки должны быть узаконены;
  • объект должен находиться в хорошем состоянии, благоустроенным и не быть ветхим и аварийным, а само жилое помещение — иметь косметический ремонт (без грязи, трещин, сколов);
  • жилищная инфраструктура и коммуникации должны работать исправно.

При этом члены закупочной комиссии не вправе требовать документацию, подтверждающую регистрацию права собственности при покупке квартиры для детей-сирот. Такое требование нарушает законодательные нормы (ч. 6 ст. 66 закона № 44) в части ограничения права на участие в электронном аукционе. Об этом свидетельствует и актуальная судебная практика. В Решении Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-5066/2018 от 10.12.2018 говорится о том, что свидетельство ЕГРН на недвижимость не всегда является обязательным условием. Регистрация права собственности может проходить совместно с государственной регистрацией перехода прав или же одновременно с регистрацией сделки по недвижимому объекту.

После того как члены комиссии рассмотрели и оценили заявки и проверили их на соответствие установленным требованиям, определяется победитель закупки.

У большинства собственников отсутствует ЭЦП и свободные наличные средства в немалом размере, которые должны пойти на обеспечение заявки и исполнение контракта. Не важно, кто победит в торгах, собственник или его представитель, договор в любом случае подписывается между заказчиком и собственником жилого помещения.

Заключение контракта

По результатам тендера заказчик подготавливает и размещает на площадке торгов проект контракта либо договор купли-продажи в течение 5 дней. Исполнитель рассматривает проект и при наличии разногласий составляет протокол в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик согласовывает документацию, вносит правки, дорабатывает и размещает подписанный договор в течение 3 дней.

Продавец, со своей стороны, подписывает контракт. Заказчик должен согласовать и подписать контракт, направленный ему исполнителем, в течение 3 дней. Подписание и размещение контракта должно производиться по истечении 10 дней после публикации протокола о подведении итогов закупки.

При проведении запроса предложений в электронной форме госконтракт заключается не раньше чем через 7 дней после размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов такой закупки (ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ).

В дополнение к контракту должен быть составлен в письменной форме акт приема-передачи объекта недвижимости. Утвержденной или унифицированной формы данный документ не имеет. Главное, что должно быть отражено в акте, — одна сторона обязуется передать в собственность, а другая сторона — принять объект недвижимости в указанный срок и по сумме контракта. объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в контракте.

После подписания всех документов необходимо произвести регистрацию перехода права собственности и получение заказчиком надлежащих правоустанавливающих документов (ФЗ-218 от 13.07.2015). Процедура осуществляется путем внесения необходимых сведений о сделке в информационную базу данных Росреестра. По факту регистрации перехода права собственности выдается выписка из ЕГРПН, в которой указаны сведения о новом собственнике и подробная информация об основании такого перехода прав.

Бизнес, основанный на государственных закупках, с каждым днем набирает популярность. С его помощью можно реализовать товары и услуги, предоставляемые вашим предприятием, а также заработать приличные денежные средства. При этом спрос на данном рынке стабилен и имеет большие объемы.

Государственные закупки – способ размещения заказов на оказание различных видов услуг, предоставления определенного вида ресурсов, или реализации оговоренных в документе работ в строго указанные сроки. Договор подписывается с победителем торгов, который смог предложить свои услуги с наиболее выгодными условиями для заказчика.

Использование таких взаимоотношений приносит пользу обеим сторонам. Государство получает наиболее качественных исполнителей.

Бизнес – денежное вознаграждение за проделанную работу и возможность постоянно совершенствовать свои услуги в связи с довольно серьезной конкуренцией. Участником таких торгов может выступать любое юридическое и физическое лицо.

Общие принципы и правила участия в госзакупках рассмотрены в этом видео:

Способы проведения государственных закупок

Рынок государственных закупок делится на следующие виды:

  • Государственные закупки с помощью аукционов
  1. Электронный аукцион
  2. Аукцион закрытого типа
  3. Аукцион открытого типа
  • Конкурсная основа
  1. Закрытый
  2. Открытый

Электронный аукцион производится в электронной форме на специализированных сайтах, который проходит аккредитацию Министерством экономического развития РФ. Вся данные о проведении данного вида аукциона, его ходе и результатах размещаются на электронных площадках. Как участвовать в электронных торгах и что нужно учитывать – читайте .

Аукционы закрытого и отрытого типа различаются только тем, что заявки остальных участников неизвестны аукционерам. Они подаются в специальных конвертах, в аукционах открытого вида все происходит наоборот. Все заявки становятся известны участникам.

Наиболее используемым видом закупок является открытый конкурс. Участие в нем может принять любой желающий, а информация о них публикуется в специализированных изданиях. Участники конкурса должны подать заявки соответствующие требованиям проведения данного мероприятия.

Победитель, обеспечивший самые выгодные условия, определяется комиссией. Конкурс считается не состоявшимся, если на него оформлена только одна заявка. В случае если переговоры с победителем заходят в тупик, предпочтение отдается следующему по привлекательности кандидату.

Закрытый конкурс отличается от открытого лишь в способе отбора участников. Участие в нем могут принимать исключительно приглашенные поставщики.

Плюсы и минусы государственных заказов

В любой сфере деятельности есть свои положительные и отрицательные моменты, и если использовать первые по максимуму и не бояться вторых, то дорога к вершинам может оказаться не только успешной, но и приносить удовольствие. Давайте разберемся во всех подводных камнях выбранного нами бизнеса.

К несомненным плюсам работы с государственными заказами можно отнести то, что форс-мажорные ситуации и риски при работе с государством сведены к минимуму. Реализовывается это за счет максимально прозрачной системы расхода средств и всех производимых процедур. Также позитивным моментом является гласность проводимых процедур.

Большую роль играет и то, что государство старается активно помогать и расширять границы в данной отрасли, так как, отдавая заказы сторонним фирмам и стимулируя их рост, оно также укрепляет экономическую стабильность и создает здоровую атмосферу внутри страны.

К сожалению, идеалов не существует, и каждая система имеет свои минусы. Так же происходит и на рынке государственных закупок. Большинству предприятий предлагающих инновационную продукцию, несмотря на всю перспективность их услуг, довольно сложно пробиться до получения стоящих заказов.

Государство в большинстве случаев старается выбирать проверенные продукты и услуги. Хотя в последнее время ситуация в данном направлении меняется в лучшую сторону.


Основные принципы осуществления государственных закупок.

Уровень проведения торгов и наличие грамотных специалистов в данной сфере также пока желает оставлять лучшего. Из этого вытекает проблема с невозможностью контролировать качество закупки, что вынуждает оценивать качество предоставляемых услуг уже в процессе эксплуатации.

В связи с перспективностью данного рода деятельности на рынке учащаются случаи махинаций, появления на рынке преступных группировок и практики «откатов» за получение особо прибыльных заказов.

Как и чем регулируются госзакупки

Существует определенный список законов, которые совершают функцию регулирования отношений на данном рынке:

  • Закон № 44-Ф3 о контрактной системе – регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности.
  • Закон № 223-Ф3 о закупках отдельных видов юридических лиц – вступает в силу в случае формирования денежных средств заказчика не из федерального бюджета или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием.
  • Закон № 135-Ф3 о защите конкуренции – обеспечивает единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, защиту конкуренции и предоставление условий для эффективной работы товарных рынков.
  • Закон № 63-Ф3 об электронной подписи – регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг.

Все законы помогают строго регламентировать очередность реализации и способы закупочной деятельности. Информация о закупках, ответы на вопросы участников и внесение изменений находятся в свободном доступе.

Функция мониторинга в сфере закупок возложена на Минэкономразвития. Он проводится путем постоянного сбора информации, которая в дальнейшем подвергается многосторонней оценке.

На основании закона №44-Ф3, в некоторых случаях госзакупки подвергаются общественному обсуждению. Перечень таких случаев устанавливается правительством.

Пошаговая инструкция по участию в госзакупках

Давайте поэтапно разберемся, как нам начать свой бизнес и что следует делать в первую очередь. В 21 веке наиболее перспективным вариантом будет работа с электронными ресурсами.

К их несомненным плюсам можно отнести отсутствие сложностей с реализацией таких вещей как отслеживание тендеров, облегченная форма взаимодействия с рынком и множество других положительных моментов. Исходя из этого, предпринимателю нужно выполнить следующие действия:

  • Получение электронно-цифровой подписи. Согласно законодательству многих стран, в число которых входит и РФ, электронно-цифровая подпись приравнивается к обычной подписи директора. Соответственно она необходима при использовании интернета. – читайте инструкцию по ссылке.
  • Для получения доступа к тендерам, предпринимателю надо также пройти процедуру аккредитации. Нужно заполнить регистрационную форму, представить учредительские документы (устав, доверенность для принятия участия в торгах, выписка из государственного реестра).
  • Определиться с площадкой, на которой предприниматель собирается искать свои заказы. Ее выбор дела вкуса и единственная важная вещь – наличие аккредитации.

Подготовительные этапы завершены, и следующие действия предпринимателя должны быть такими:

  • Пополнение счета, который будет привязан к торговой площадке, так как при наличии нулевого баланса подача заявки не будет осуществлена. Минимально необходимая сумма должна составлять 5% от стоимости вашего тендера. Как открыть расчетный счет и какие документы потребуются – узнайте .
  • Заполнение заявки. Она состоит из двух частей: информационной, в которой содержится вся необходимая документация и сведения, и анонимной. В ней описываются услуги, условия, а так же другие данные по сделке которые заказчик сочтет необходимыми для выполнения.

Полезные правила для новичков

Из сказанного выше можно сделать вывод, что при желании, малый и средний бизнес имеет обширные возможности заработка. А при выполнении некоторых условии можно в разы повысить вероятность успешного старта. Для этого необходимо составить бизнес-план, который значительно облегчит поэтапное развитие вашего бизнеса.

Необходимо следить за интересующим вас заказом на всех этапах и не бросать дело на самотек. Ведь существует вероятность, что заказчик в последний момент поменяет условия и нужно быть готовым к этому.


Основные способы проведения госзакупок.

В том случае если заказчик выставляет цену, ниже рыночной, нужно быть с ним более аккуратным. Это может указывать на его не добросовестность. Не стоит игнорировать отзывы людей о том или ином заказчике и по возможности изучать их как можно более тщательно.

Будет полезно посетить семинары и обучающие мероприятия, проводимые более опытными игроками, которые имеют желание делиться своим опытом. Это поможет избежать множества мелких неприятностей, которые могут попасться вам на вашем пути.

Какую поддержку малого и среднего бизнеса осуществляет государство и какие существуют источники – читайте по ссылке.

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

 

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.


Рад нашей новой встрече, друзья. На связи Сергей Иванисов с новой темой заработка. Скажите, многие ли из вас верят в честность тендеров, которые, якобы по справедливости выиграны некими компаниями, оказавшимися в собственности братьев или сватьев одной высокопоставленной шишки? Вот-вот… И подавляющее большинство тоже не верит.

А знаете почему? Потому что сначала молодые и опытные компании, возглавляемые не чьими-то родственниками, а просто успешными предпринимателями, слишком искренне поверили в возможность получать выгодные заказы путем справедливого конкурентного отбора. А потом перед многими возник вопрос: как заработать на тендерах и госзакупках, если там уже все схвачено и оплачено?

Да, некоторые участники торгов делились впечатлениями о том, что выигравшая компания обращалась к участнику, занявшему второе место, с предложением за энную сумму уступить свой выигрыш и, соответственно, будущий фронт работ. Причем, организаторы тендера клятвенно заверяли, что участники торгов не могут знать имен и контактов конкурентов, поскольку вся информация конфиденциальна и на сайте не светится.

Как в таком случае можно объяснить осведомленность победителя, решившего поторговать своей победой? И чем можно измерить уровень честности организаторов? Картинка получилась незавидной, но не все так плохо в нашем тендерном королевстве. Хотите – докажу, что заработок на тендерах все-таки возможен?

1. Кто участники?

Упустить свой шанс выхода на рынок госзаказа могут только очень неопытные или очень недальновидные руководители предприятий, или очень ленивые менеджеры, ничуть не беспокоящиеся о своем карьерном росте. В остальном – участвовать в аукционе могут все поставщики товаров, услуг или работ, и не только резиденты РФ.

Для участия в торгах достаточно иметь формальное соответствие требованиям тендерной комиссии (например, быстренько организовать ООО, узнав об интересных для вас лотах), подать электронную заявку и необходимый пакет документов.

Некоторые компании принимают участие в тендерах, соревнуясь за услуги, в оказании которых у них нет ни малейшего опыта, – просто ставят минимальную цену и ждут результата. В случае выигрыша или перепрофилируются и сами занимаются предоставлением услуг, или перепродают свое право победителя другой компании. Но не таким образом, как было описано выше, а дают объявление на тематических форумах, в сообществах, на сайтах.

Существуют конторы, условно назовем их в стиле Остапа Бендера «По заготовке рогов и копыт», которые участвуют в тендерах не ради того, чтобы развивать выигранный проект в стабильный бизнес, а только потому, что знают, как зарабатывать на тендерах.

Если Вам случалось видеть на форумах объявления типа: «Выиграем тендер для вас», – это они и есть. Товарищи просто умеют побеждать в аукционах и за определенную плату легко и с удовольствием победят для любой настоящей фирмы.

Для того, чтобы несколько сдерживать отказников, тендерные комиссии вводят штрафные санкции и черные списки, но это никого не пугает, поскольку на своих, не очень опытных в тендерных торгах, клиентах можно зарабатывать столько, что заработок перекроет все штрафы.

2. Как самому научиться побеждать в тендерных торгах

Если у вас постоянно возникают сомнения в честности организаторов торгов, то просто переждите, пока состояние недоверия пройдет, не, ну а что я ещё могу порекомендовать? Да, не все так чисто с аукционами, как хотелось бы, но отказываться от возможности заработать на госзакупках и при этом еще поучаствовать в процессе детенизации среднего и малого бизнеса, и при этом еще использовать процесс во благо своего бизнеса – для этого нужно быть либо очень самоуверенным, либо очень безынициативным человеком.

Чтобы успешно развивать свое дело или участвовать в тендерах для других компаний за деньги, необходимо овладеть хотя бы базовыми знаниями о контрактной системе обеспечения госструктур и муниципальных организаций услугами и товарами. Если есть знания, значит, можно исключить риски и ошибки.

2.1. Запастись терпением и спокойствием для отслеживания заявки

По невнимательности или из каких-то других соображений заказчик допускает ошибку. Например, самая распространенная – несоответствие общей суммы стоимости товара рыночной цене. Предприниматель, занимающийся поставкой конкретного товара, видит на сайте заявку о поставке 1000 единиц за 2000 рублей, а на рынке поштучно он стоит 4 рубля. Такие условия – работать себе в убыток – не устраивают предпринимателя, и он не считает нужным тратить свое время на бессмысленное соревнование.

В этот же момент другой поставщик, подозревая ошибку, просит заявителя объяснить цену и тот, наконец, замечает несоответствие и исправляет 1000 единиц товара на 500. Но к этому времени 85% претендентов уже бросили рассмотрение заявки.

Так ли это плохо для оставшихся на аукционе? Ничуть! Чем меньше конкуренция, тем выше шанс выиграть. Но для этого нужно следить за заявкой до конца.

2.2. Участие в подозрительно выгодных торгах

Я не случайно подчеркиваю слишком подозрительную выгодность заявки: многие из них созданы специально под «свою» компанию и условия там соответствующие. Чего язык не повернется даже пообещать чужим фирмам, для «своей» заявитель готов выполнить с радостью и в точности с условиями.

Не игнорируйте таких заявок. На примере сориентирую вас, как они приблизительно выглядят: в размещенном проекте фигурирует сумма 10 000 рублей, при этом цена товара с учетом маржи не может превышать 2000. Такой ценник запутывает «не своих» участников торгов, первое, что они думают: « Это, наверное, просто визуально похожий товар с намного превосходящими характеристиками».

Думайте, что хотите, но проверьте технические характеристики обязательно. Если совпадают, то смело подавайте заявку. В случае выигрыша воспользуетесь всеми «шоколадными» условиями, предоставленными заявителем – в процессе тендерных торгов и после их завершения никто не имеет права их изменять.

2.3. Свой собственный «черный список»

Если вы частый гость на тендерных ресурсах, то не можете не заметить, какие организации ведут себя нечестно и отдают заявки одним и тем же людям или фирмам. Изучите такие закономерности, как несколько лет подряд тендер у компании выигрывают два субъекта: некий ИП О.П. Петров и ООО «Пересвет» (имя и название – вымышленные, возможные совпадения – случайны), юридические адреса которых совпадают.

Такие конторы-однолюбы однозначно должны быть в вашем ЧС – у них не выиграете.

2.4. Смелость и принципиальность

Принцип «Пусть делают, что хотят» в этом случае неуместен и вреден. Если вы заметили явные нарушения (неправильно указанная дата, конкретная модель и производитель), не проходите мимо и укажите на них заявителю – он обязан реагировать. Иначе – штрафные санкции до 100 000 рублей.

Если вышеописанный способ не помог…

Ябедой-корябедой можно быть только в детстве, когда ставки в играх не настолько серьезны… А жаловаться на нарушителей в ФАС (какая соответствующая аббревиатура, заметьте), это способ защиты своих прав. Если вы наблюдаете нарушение законодательства, пожалуйтесь в это ведомство – Федеральную Антимонопольную Службу – в большинстве случаев нарушителей наказывают, да и другим неповадно. Только активность с

Вы можете, конечно, продолжать думать, что все давно поделено, и как зарабатывать на тендерах без вложений Твитнуть